Лопахин. Лопахин и Варя

Настоящее, прошлое и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в тысяча девятьсот третьем году. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, пытаемся найти ответы на сложные вопросы. «Вишневый сад» — это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и будущего, их споры, дискуссии, поступки, взаимоотношения. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов – Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода в прошлое таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Чехов пытается показать связь между жизнью своих героев и существованием вишневого сада.
Раневская – хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее «дворянским гнездом». Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом». Она страдает искренне, но вскоре можно понять, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. Нам мой взгляд, это эгоистичный поступок. Ведь именно Раневская заботится больше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: «Проценты мы заплатим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь!» Гаев сам не верит в то, что говорит. Я не могу не сказать о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен «невежеством» окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: «Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня». Яша является сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.
Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно объяснить их беспечностью, но скоро в этом нас разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. И вдруг все нарушается. Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику можно понять, что ни Раневская, ни Гаев не способны к какой-либо деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.
На смену Гаевым приходит ловкий коммерсант Лопахин. Мы узнаем, что он не из благородного сословия: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках». Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную. Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем будущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: «Вы богатый человек, скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!» Лопахин, покупатель сада, говорит: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь». Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева. В образе Лопахина, Чехов показывает нам, что капиталистическое предпринимательство негуманно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Одной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он – «вечный студент». По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Именно поэтому, полагаю, и появился образ Пети. Все в нем: и жидкие волосы, и неопрятный вид – казалось бы, должно вызывать отвращение. Но этого не происходит. Напротив, его речи и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Чувствуется, как привязаны к нему действующие лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие — с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер». Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
В конце пьесы Аня и Петя уходят восклицая: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь». Эти слова Чехова каждый может понять по-своему. О какой новой жизни мечтал писатель, как он себе ее представлял? Для всех так и осталось загадкой. Но одно верно и правильно всегда: Чехов мечтал о новой России, о новом вишневом саде, о гордой и свободной личности. Идут годы, меняются поколения, а мысль чеховская продолжает оставаться актуальной.

Слайд 2

Кто они, новые хозяева жизни?

  • Слайд 3

    «Окончен с прошедшим расчет!»

    «…Этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». -Дочитайте монолог до конца. Каким предстал перед вами приобретатель Лопахин? -Чем это приобретение Лопахина отличается от предыдущих покупок?

    Слайд 4

    Рыцарь капитала«За всё могу заплатить!»

    …Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком... (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

    Слайд 5

    Лопахин. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: "Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...« Прокомментируйте монолог Лопахина Незаурядность чеховского героя

    Слайд 6

    -Какой представляется новая жизнь Лопахину?

    Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!

    Слайд 7

    «Нежная душа» или «хищный зверь»?

    Трофимов. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен. -Так кто же полезнее: Раневская или Лопахин?

    Слайд 8

    Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь. -Что вы скажите о Лопахине-человеке? -Вспомните другие его достоинства, благородные поступки и жесты. Какое начало побеждает в Лопахине?

    Слайд 9

    Кто прав в споре о саде: Раневская или Лопахин?

    Лопахин.(Взглянув на часы.) Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. . Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад... Любовь Андреевна.Вырубить? Милый мой,..если во всей губернии есть что-нибудь …замечательное, так это только наш вишневый сад. Лопахин.Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.

    Слайд 10

    Россия будущего

  • Слайд 11

    «Вечный студент» Петя Трофимов

    Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

    Слайд 12

    Я предчувствую счастье!..

    «Если у тебя есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите! Будьте свободны, как ветер». Вокруг Трофимова группируется романтический план пьесы, но и иронический. Докажите это! Какие противоречия вы находите в призывах и поступках Пети?

    Слайд 13

    «Ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо или умно борется с ними – так хочет природа и на этом зиждется прогресс». А.П.Чехов Аня. 17 лет

    Здравствуй, племя младое,

    незнакомое…

    А.С.Пушкин

    Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» написана в 1903 году, на рубеже двух эпох. В эти годы он полон ощущения грядущих перемен. Мотив ожидания светлой, лучшейжизни пронизывает все творчество Чехова в это время. Он считает, что жизнь изменится не стихийно, а благодаря умной деятельности человека, развитию науки и совершенствованию человеческого ума. Чехов подразумевает, что эта жизнь уже зарождается. И мотив этой новой жизни воплощается и на страницах пьесы «Вишневый сад». Антон Павлович обращался к ее постановщикам К.С.Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко: «Дайте мне необычайную для сцены даль». В его пьесе была эта необычайная даль, глубина и широта этой новой жизни с ее по — чеховски скромной формой без всякого пафоса. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем. Мне представляется возможным рассмотреть в сочинении образы героев, которые на страницах пьесы олицетворяют стремление к новой жизни. Это Лопахин, Петя Трофимов и Аня.

    Дворянство в образе Гаева и Раневской изображается как класс уже отживший, уходящий. На смену ему приходят новые «хозяева» жизни – буржуазия в лице купца Лопахина. Образ Лопахина несколько двойственен. Чехов показывает его активным, действенным, энергичным, как представителя относительно прогрессивной поднимающейся буржуазии, по сравнению с бездействующими Гаевым и Раневской. Он прикладывает все усилия, чтобы с спасти вишневый сад. Лопахин, по его словам, встает «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера». Он человек труда. В его образе, может быть, доля одного из призывов Чехова к труду, к деятельности, к переустройству жизни. Лопахин выступает как предвестник новой жизни. В монологе третьего акта он говорит: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»Ну, может быть, это действительно новая жизнь, чего тут плохого, если вишневый сад вырубят, настроят дач, разрушится вековое бездействие. Но Чехов не принимает такой новой жизни. Он подчеркивает это словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Дело в том, что Лопахин в своей деятельности руководствуется личными выгодами и соображениями, а не стремится к общественному благу. Трофимов дает Лопахину совет: «… так вот позволь мне дать тебе на прощание один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать». Размахивать у Чехова – это думать, воображать, что все можно купить и продать…. Но в то же время у Лопахина короткая линия, ограниченная роль в жизни, а затем, если в общем масштабе, то и в истории. В письме к В.И. Немировичу – Данченко Чехов писал: «Лопахин – белая жилетка и желтые башмаки, ходит, размахивая руками, широко шагая, во время ходьбы думает, ходит оп одной линии». В этом противоречии, на мой взгляд, весь Лопахин – широко размахивает, но ходит по одной линии. Нет широты, глубины, дали этой линии для новой жизни. Но, несмотря на это, образ Лопахина мне симпатичен. Недаром Трофимов говорит про него «тонкая, нежная душа». Это – известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Он сочувствует Раневской, стремится помочь ей спасти вишневый сад от продажи, предлагает деньги взаймы, чувствует неловкость от того, что он приобрел вишневый сад, может понять Раневскую, при продаже имения говорит со слезами: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь». Лопахин мечтает о богатырском творческом размахе, говоря, что при громадных лесах, необъятных полях и глубочайших горизонтах люди должны быть великанами (здесь Лопахин выражает мысль самого Чехова, высказанную им уже в «Степи»). Но вместо великанского размаха Лопахин занимается приобретением вишневого сада. Образ этого персонажа мне представляется драматичным в противоречии между лиричным, тонким человеком с его мечтой о богатырском размахе и «ходьбой по одной линии», мелкостью его дел.

    Таким образом, Лопахин не символизирует мечту Чехова о новой жизни. Тогда, может быть, Петя Трофимов? Он студент, разночинец, сын аптекаря по рождению, демократ по своему образу жизни и привычкам. Живет на деньги, которые получает от иностранных переводов и от уроков, живет в баньке у Раевских, чтобы их не стеснить. Это он произносит фразы о новой, светлой, будущей жизни.«Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»Мне представляется некая заданность, неестественность и специальная направленность образа Трофимова с готовыми взглядами на жизнь. Все фразы героя кажутся несколько выспаренными, пафосными. А ведь Чехов не любил пышных фраз и позерства. Аня мечтает: «Перед нами откроется новый чудесный мир», а геройее – Петя Трофимов – «облезлый барин» и «недотепа». И сам Чехов полемически занижает образ Трофимова недотепством, комизмом нелепостей. Если сравнить героев Тургенева, например Рудина с Трофимовым, то ведь первый, своими разговорами зажегший, наверное, много человеческих душ, гибнет на парижской баррикаде, а другой всего только падает с лестницы и ищет свои калоши. Оказывается, он по -рахметовски «выше любви». Но Рахметов ведь трудится, работает, а Трофимов только призывает к труду и работе на благо общества. Противоречивость образа Трофимова объясняется тем, что для Чехова были не ясны пути перестройки общества и те люди, которые принесут грядущее счастье. Но самим образом Пети Трофимова Чехов указывал, что зарождаются те новые общественные силы, которые найдут пути к новой жизни, укажут «другим путь, как дойти».

    Мне кажется, тем человеком, который сможет дойти до новой жизни, является Аня. Это обаятельная, чистая, искренняя, сердечная, смелая своей прямотой девушка. Аню захватили романтические туманные речи Пети о новой жизни, будущем. Аня – это образ весны, образ будущего, воплощение чеховской мечты. Кто-то сказал, что «красота должна слиться с правдой – только тогда она будет истинной красотой». Образ Ани гармонирует по-настоящему с поэтичной красотою вишневого сада. Вишневый сад для Ани – это ее детство, поэзия ее жизни, а Петя может отбросить его, как старое, неподходящее и ненужное. Аня, тонкая, лиричная душа, взяв все духовные ценности из мира прошлого, способна перевернуть жизнь, хотя это и сказано без прямых авторских указаний, вступить на путь революционной борьбы. Образы Ани и Нади из рассказа «Невеста» вместе сливаются в образ невесты – молодости и борьбы. И хочется вместе с ним сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

    P . S . Правильный отбор материала (образов), знание некоторых историко-литературных фактов, которыми автор пользуется умеренно. Достоинство работы —выявление авторской позиции в пьесе: речь идет не только о литературных героях, но и о Чехове, что соответствует теме. Композиция работы основана на сопоставлении и противопоставлении образа Лопахина с образами Пети Трофимова и Ани.

    Лопахин, как значится в авторской ремарке в начале пьесы, купец. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

    Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. В конце концов покупает вишневый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Чем дальше, тем больше он усваивает привычку «размахивать руками»: «За все могу заплатить!», — его пьянит сознание своей силы, удачливости и силы своих денег. Торжество и сострадание к Раневской противоборствуют в нем в минуту его высшего торжества.

    Чехов подчеркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится», «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов». При этом Чехов предостерегал от упрощенного, мелкого понимания этого образа. Он удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах». Самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».

    В образ этого героя, купца и в то же время артиста в душе, Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина.

    Знаменательна конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» О реальном предпринимателе, о Савве Морозове, М. Горький сказал похожие восторженные слова: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чем он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе».

    Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие.

    И личного счастья Лопахину не дано. Его взаимоотношения с Варей выливаются в непонятные для нее и других его поступки, он так и не решается сделать предложение. К тому же у Лопахина особое чувство к Любови Андреевне. Он с особой надеждой ждет приезда Раневской: «Узнает ли она меня? Пять лет не видались».

    В знаменитой сцене несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии герои говорят о погоде, о разбитом градуснике — и ни слова о самом важном в эту минуту. Почему объяснение не состоялось, любовь не состоялась? На протяжении всей пьесы замужество Вари обсуждается как дело почти решенное, и тем не менее... Дело, видимо, не в том, что Лопахин — делец, не способный на проявление чувств. Варя именно в этом духе объясняет себе их отношения: «У него дела много, ему не до меня», «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня». Но, наверное, Варя не пара Лопахину: он широкая натура, человек большого размаха, предприниматель и в то же время артист в душе. Ее же мир ограничен хозяйством, экономией, ключами на поясе... К тому же Варя — бесприданница, не имеющая никаких прав даже на разоренное имение. При всей тонкости души Лопахина ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения.

    Диалог персонажей во втором действии на уровне текста ничего не проясняет в отношениях Лопахина и Вари, но на уровне подтекста становится ясным, что герои бесконечно далеки. Лопахин уже решил, что с Варей ему не быть (Лопахин здесь — провинциальный Гамлет, решающий для себя вопрос «быть иль не быть»): «Охмелия, иди в монастырь... Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

    Что же разделяет Лопахина и Варю? Может быть, их отношения во многом определяются мотивом вишневого сада, его судьбой, отношением к нему персонажей пьесы? Варя (вместе с Фирсом) искренне переживает за судьбу вишневого сада, имения. Лопахиным же вишневый сад «приговорен» к вырубке. «В этом смысле Варя не может соединить свою жизнь с жизнью Лопахина не только по “психологическим” причинам, прописанным в пьесе, но и по причине онтологической: между ними буквально, а не метафорически, встает смерть вишневого сада». Не случайно, когда Варя узнает о продаже сада, она, как сказано в чеховской ремарке, «снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит».

    Но, кажется, есть и еще одна причина, не сформулированная в пьесе (как и многое — подчас самое главное у Чехова) и лежащая в сфере психологического подсознательного, — Любовь Андреевна Раневская.

    Пунктирно в пьесе намечена другая линия, пронзительно нежная и трудноуловимая, обозначенная с исключительной чеховской тактичностью и психологической тонкостью: линия Лопахина и Раневской. Попытаемся сформулировать ее смысл, каким он нам представляется.

    Когда-то в детстве, еще «мальчонком», с окровавленным от отцовского кулака носом, Раневская подвела Лопахина к рукомойнику в своей комнате и сказала: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Тем более по контрасту с отцовским кулаком сочувствие Раневской было воспринято как явление самой нежности и женственности. Собственно, Любовь Андреевна сделала то, что должна была сделать мать, и не она ли причастна к тому, что у этого странного купца «тонкая, нежная душа»? Это прекрасное видение, эту любовь-признательность Лопахин хранил в своей душе. Вспомним его слова в первом действии, обращенные к Любови Андреевне: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную». Это, конечно, «признание» в давней любви, в первой любви — нежной, романтической, любви — сыновней благодарности, юношески светлой влюбленности в прекрасное видение, ни к чему не обязывающее и ничего взамен не требующее. Может быть, только одного: чтобы этот романтический образ, запавший в душу входящего в мир юноши, не был как-либо разрушен. Не думаю, чтобы это признание Лопахина имело какой-либо иной смысл, кроме идеального, как иногда этот эпизод воспринимают.

    Но однажды пережитое невозвратимо, и это «дорогое» Лопахина не было услышано, не было понято (не услышали или не захотели услышать). Наверное, этот момент был для него в психологическом отношении переломным, он стал его прощанием с прошлым, расчетом с прошлым. Начиналась новая жизнь и для него. Но теперь он стал более трезвым.

    Однако тот памятный юношеский эпизод имеет отношение и к линии Лопахин — Варя. Романтический образ Раневской лучших ее времен — времен ее молодости — стал тем идеалом-эталоном, которого, сам того не сознавая, искал Лопахин. И вот Варя, девушка хорошая, практичная, но... Показательна, например, реакция Лопахина во втором действии на слова Раневской (!), которая прямо просит его сделать предложение Варе. Именно после этого Лопахин с раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это — результат спада в его настроении, вызванного непониманием его состояния. В прекрасный, идеальный образ юношеского видения была внесена резко диссонирующая со всем его гармоничным звучанием нота.

    Среди монологов персонажей «Вишневого сада» о неудавшейся жизни невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля, именно так был сыгран Лопахин лучшими исполнителями этой роли последних лет В.В. Высоцким и А.А. Мироновым.

  • Просмотров