Использование мыслительных карт на уроках английского языка. Ментальные карты как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка Майнд карты по английскому

Недавно я начала активно использовать ментальные карты в моих занятиях языками. Меня удивил этот способ своей близостью тому, как мы в принципе думаем. Мы же не мыслим линейно (я нет:), а вести записи нас всегда учили именно так, сверху вниз и по полочкам.

Теперь у меня нет языковой тетрадки, зато есть языковой альбом ! Я рисую карты, фигурки, и радуюсь появившемуся размаху и свободе.

Грамматика

Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой — обобщить имеющиеся знания с систему.

  1. Во-первых , карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.

Как пример, хочу взять английское время Present Continuous.

Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.

Я считаю, что карты лучше рисовать от руки. Здесь я даю образцы, созданные в программе MindMeister, чтобы все было легко разобрать. И конечно, это очень удобный инструмент. Однако я традиционно предпочитаю блокнот и ручку, когда занимаюсь сама.

Кроме того, очень полезно дополнять карты рисунками. Любыми образами, которые приходят к вам в голову при разборе темы.

  1. Во-вторых, это отличный инструмент для обобщения ваших знаний.

За пример опять возьму систему времен в английском. Известно, что на первых порах различать их помогают так называемые ключевые слова, т.е. ряд наречий, которые как правило употребляются только с конкретным временем.

Карта, иллюстрирующая эти слова, хороший помощник.

Слова

Ментальные карты — замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.

Сначала про логику

  1. Самое очевидное применение ментальных карт — это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
  1. Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.

А теперь образы

  1. Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.

  1. И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.

Посмотрите мой пример на фото. Я взяла слова из списка и выделила одно (крепость), которое поставила в центр. Затем я просматриваю свой список и нахожу слова, которые в моем воображении связываются с крепостью, и рисую ответвления (часовня, свинопас и бархат). Потом нахожу то, что можно связать с этими тремя.

Чтение

Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует

  • вдумчивому чтению и анализу
  • запоминанию прочитанного
  • готовая карта — самый быстрый и удобный способ повторить материал

Это своеобразный конспект, который я бы рекомендовала попробовать ввести в рутину студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.

Вот отличный пример визуального конспекта

Карта из группы

всегда нравилось как в американских детективах или фильмах про црушников во время расследования обязательно висит такая карта. и ощущение, что работа-то кипит и картина наглядная перед глазами, а значит ни одна деталь не ускользнёт от внимания. (с) nyuta_summer

Информация располагается лучевым способом. От одних ключевых понятий исходят смысловые ответвления , образуя смысловые блоки. Подобным образом соединены нейроны в нашем мозге.

Интеллект-карты - очень полезный инструмент для проведения презентаций, принятия решений, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов, самоанализа, разработки сложных проектов, собственного обучения, развития .

Принципы и законы составления таких карт

В ходе процесса обучения в мозге в первую очередь откладывается следующее:
. знания, приобретенные в начале учебного процесса («эффект первичного восприятия»);
. знания, приобретенные в конце учебного процесса («эффект недавнего восприятия»);
. любая информация, соединенная посредством ассоциации со знаниями, отложенными в памяти, или иным образом привязанная к тем или другим аспектам изучаемого предмета;
. любая информация, поданная таким образом, что была сделана эмфаза, т.е. акцент, на ее в чем-то значимость или уникальность;

. любая информация, вызывающая обостренное восприятие посредством любого из пяти органов чувств;
. информация, представляющая особый интерес для обучаемого.

Исследования д-ра Хоуи имели целью оценить эффективность различных типов конспектирования. Эффективность оценивалась по тому, насколько хорошо студенты способны извлекать информацию из своих конспектов, чем демонстрировали степень понимания усвоенного материала. Испытуемых также проверяли на способность повторять пройденное по своим конспектам, с тем чтобы обеспечивались полные и осмысленные ответы в условиях, приближенных к экзаменационным, т. е. когда отсутствует всякий справочный материал.

На физиологическом уровне каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы ответвлений . Каждый стебель ветки представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Поэтому натурально таким же образом и упорядочивать вапринимаемую информацию.

Принципы рисования очень просты

1. Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в центре листа.

2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Законы содержания и оформления
. Используйте эмфазу, т.е. акцент
. Ассоциируйте.
. Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры
. Соблюдайте иерархию мыслей.
. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Перечень законов интеллект-карты

==Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу
. Всегда используйте центральный образ.
. Как можно чаще используйте графические образы.
. Для центрального образа используйте три и более цветов.
. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.
. Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
. Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
. Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

2. Ассоциируйте
. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
. Используйте цвета.
. Используйте кодирование информации.


. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
. Используйте печатные буквы.
. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
. Делайте главные линий плавными и более жирными.
. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
. Старайтесь располагать слова горизонтально.
4. Вырабатывайте собственный стиль

1. Используйте эмфазу
Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо, иначе говоря, пользоваться эмфазой, как мы видели до сих пор, является одним из важнейших факторов успеха в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Все соответствующие приемы могут быть применены к ассоциациям, и наоборот. Следующие законы позволят вам достигнуть наибольшего успеха в ваших занятиях с интеллект-картами.

Всегда используйте центральный образ
Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит, и вашего мозга. Он дает рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причем сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает ваше внимание.
Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей интеллект-карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.

Как можно чаще используйте графические образы
Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше, и, кроме того, эффективный баланс между вашими визуальными и речевыми кортикальными способностями, совершенствуя ваше умение воспринимать визуальный мир.
Если бы вы решили отринуть на время свой комплекс, будто вы плохой рисовальщик, и попробовали нарисовать, скажем, бабочку, то ваш первый рисунок мог бы показаться вам совершенно неудовлетворительным. Плюсом, однако, является то, что вы сделали попытку, и в следующий раз, когда увидите бабочку, вам захочется рассмотреть ее поближе, чтобы запомнить и затем перенести на бумагу возникший образ.
Так, используя образы, т. е. свои рисунки, вы обретете новый взгляд на вещи и желание совершенствовать свое умение изображать реальные объекты. У вас в буквальном смысле откроются глаза на мир вокруг вас!

Для центрального образа используйте три и более цветов
Цвета стимулируют память и творческий порыв и помогают вам избежать опасностей, кроющихся в статичной монотонности. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.

Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается. Таким образом, самые важные элементы вашей интеллект-карты можно подчеркнуть особо, нарисовав объемно или написав выпуклыми печатными буквами.

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики
Варьирование размеров наносимых на интеллект-карту объектов, слов или образов есть наилучший способ указать на их относительную значимость в составе отдельной иерархии, Кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте
Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим
Оставление пустого пространства вокруг элементов интеллект-карты придает ей вид упорядоченной и законченной структуры. Более того, пустое пространство вокруг элементов может иметь не меньшее значение, чем сами элементы. Например, в японском искусстве составления цветов (икебана) один из секретов красивого букета состоит в подборе верного расстояния между отдельными цветками. Подобным образом в музыке пауза нередко играет большое значение. Так, например, знаменитая Пятая симфония Бетховена начинается с паузы, или немой ноты.

2. Ассоциируйте
Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.
Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи нами определены, ассоциации способны привести вас к самым потаенным глубинам знания о предмете вашего интереса.
Как уже отмечалось, любой прием, используемый для лучшей работы ассоциативного аппарата, может быть применен также для усиления эмфазы (выделения главного), и наоборот.
. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты
Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление мыслям.
. Используйте цвета
Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит вам скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию и будет способствовать увеличению числа и диапазона ваших творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и групповой работе.
. Используйте кодирование информации
Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями вашей интеллект-карты, сколь далеко в пространстве они не были бы разнесены. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму (см. иллюстрацию III).
Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.
При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь вашей памяти; при этом вы скорее мешаете, нежели содействуете ассоциативной природе вашего мышления, а равно тому, чтобы ваши мысли являлись ясными и для вас, и для других людей.

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию
Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу, подобно тому как рычагу можно предоставить дополнительную свободу перемещения в пространстве, снабдив его дополнительными шарнирами. Важные для вас формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже. (Более подробное рассуждение на эту тему смотрите в пункте «Убеждение, что фразой можно сказать больше, чем одним словом»)

Используйте печатные буквы
Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие интеллект-карты.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова
Этот закон позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет вам включить в свою интеллект-карту большее количество информации.

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом
Соединяя линии в своей интеллект-карте, тем самым вы как бы обеспечиваете связность своих мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники - словом, превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Делайте главные линии плавными и более жирными
Посредством эмфазы жирные линии автоматически сигнализируют вашему мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Если вы используете преимущества интеллект-карты для нужд какого-либо исследования, в процессе создания интеллект-карты вы можете столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях ничто не мешает вам делать соответствующие линии жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям интеллект-карты, нежели начерченные с помощью линейки.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий
Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму. Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей вспомнить информацию, содержащуюся в рассматриваемом блоке. Для использующих мнемонику опытных майндмаперов названные формы способны стать «живыми картинами», которые резко увеличивают вероятность вспоминания нужной информации.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными
Внешняя ясность образа является необходимым условием ясности, скрытой за образом мысли (внутренней ясности). Ясная, понятная для читающего интеллект-карта также всегда более элегантна и эстетична.

Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении ландшафт
Горизонтальное (ландшафтное) расположение бумаги предоставляет вам больше свободы и пространства для создания интеллект-карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги. Люди, недостаточно опытные в работе с интеллект-картами, нередко вращают перед собой бумагу, вместо того чтобы активнее двигать рукой и карандашом. Хотя обычно на качество интеллект-карты это практически не влияет, чтение карты по завершении работы над ней может потребовать изгибов головы и тела, которые впору разве что опытному йогу!

Старайтесь располагать слова горизонтально
Горизонтальное расположение слов обеспечивает вашему мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект-карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45.

4. Вырабатывайте собственный стиль, при этом неукоснительно соблюдая законы интеллект-карт
Как уже неоднократно отмечалось, каждый из нас являет собой уникальное создание. В связи с этим интеллект-карты, создаваемые нами, должны отражать уникальную структуру мышления нашего мозга; и чем лучше это удается, тем легче мозгу общаться с ними и приобретать дальнейший навык.
Для того чтобы выработать свой уникальный стиль, необходимо придерживаться правила «1+». Это значит, что каждая созданная вами интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая.
Это обеспечит постоянное совершенствование всех ваших ментальных способностей. Со временем вы научитесь создавать интеллект-карты, к которым вам захочется возвращаться вновь и вновь и которые вы будете с большой пользой использовать в своей профессиональной и личной жизни. Кроме того, чем меньше помощи извне вам будет требоваться при создании интеллект-карт, тем лучше вам будет удаваться запоминание содержащейся в них информации.

==Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей
Как указывалось в главе 9, использование иерархий и категорий в форме базовых порядковых идей чрезвычайно увеличивает потенциал создаваемых вами интеллект-карт.

2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей
Если вы создаете интеллект-карту, работая над какой-то конкретной интеллектуальной задачей, такой как, например, подготовка выступления, статьи или отчета по проекту, вы, скорее всего, пожелаете изложить свои мысли и донести их до слушателей или читателей в определенном порядке, будь то хронологическом или в порядке увеличения значимости идей.
Чтобы этого добиться, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита. В любом случае результатом придания концепциям или блокам информации порядка, в котором их надлежит преподносить, станет более логичное изложение.

Их называют по-разному: интеллект-карты, карты ума, ментальные карты, карты памяти, Mind Map и т. д. В своей жизни, особенно в детстве, Вы уже возможно составляли их - в центр листочка помещали какое-то слово или рисунок, от которого в разные стороны шли ответвления, которые пояснялись ключевыми словами или обозначениями. В этой статье я предложу Вам необычный, но очень эффективный способ изучения английского.

Что же такое Mind Map?

Грубо говоря, карта памяти (Mind Map) - это центральный образ и основные темы, связанные с ним, расходящиеся от него в виде ветвей.


Впервые я узнала о технике Mind mapping из замечательной книги Тони Бюзена «Супермышление».

Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!

Получается, что карты памяти (Mind Map) - это естественный продукт деятельности нашего мозга.
Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности.

И я подумала: почему бы не использовать карты памяти в изучении английского?
Я порылась в Интернете и литературе, и оказалось, что так подумала не только я. Множество людей применяют технику Mind Mapping для овладевания английской грамматикой, запоминания английских слов, составления плана занятий и т. д.

Вы можете применять эту технику, если занимаетесь изучением английского самостоятельно или в группе, или на занятиях с учениками, если Вы преподаватель.

Кстати, в рамках международного проекта «Креативное личностностно ориентированное обучение английскому языку » (Creative Learner Centred Teaching Programmes for International Teacher Trainings and Networking) в г. Ярославле проходил тренинг для преподавателей английского языка по использованию карт памяти на занятиях.

Примеры применения


Ознакомившись с техникой построения Mind Map более подробно, Вы найдете еще уйму способов, как применить Mind Map в изучении английского. Это может быть и подготовка к экзаменам, составление плана сочинения или эссе, выявление своих слабых мест в грамматике, и многое другое.
Лично я, например, при помощи карт памяти составляю структуру учебных пособий, по которым занимаюсь - это помогает мне быстро найти интересующую меня информацию.

Как составлять

Рисовать карты памяти нужно на листе формата А4 или А3 при помощи фломастеров, цветных ручек и карандашей и своей фантазии!

Принципы рисования очень просты:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Это основные идеи рисования карт памяти. Можно конечно воспользоваться специальными программами для составления Mind Map, такими как MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper и др, но я рекомендую составлять карты памяти именно руками - это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Дополнительная информация

Более подробно о составлении карт памяти можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Супермышление» («

УРОК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.

Г. В. Павлова, учитель первой категории, МКОУ «Саныяхтахская СОШ», Олекминский район, РС(Я)

Аннотация: урок разработан для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект карт. Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе учащиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Предмет (направленность): английский язык.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения : класс .

Тема урока : “Discovering places of interest”.

Тип урока: обобщение исистематизация.

Цель урока: систематизация знаний по теме “ Discovering places of interest ”с использованием интеллект – карт.

Дидактическая задача: организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект - карты.

Задачи урока:

1) Личностные:

1. Развитие критического мышления на основе интеллект – карт.

2. Развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект - карт.

3. Формирование умения работать в группе.

● Познавательные: 1. Формирование умения выделять необходимую информацию из пройденного материала и использовать её для составления интеллект - карты.

2. Формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект – карту.

3. Формирование умения исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.

● Коммуникативные: 1. Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Формирование умения точно и кратко выражать мысли.

3) Предметные:

1. Формирование умения выделять главное с использованием интеллект- карты.

2. Активизация лексического материала по теме.

Оснащение: УМК Биболетова М. З. “ Enjoy English – V ”, листы А4 (по числу групп), фломастеры.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Good morning, children! I’m glad to see you, sit down please. How are you today?

II. Целеполагание .

Today we are going to summarize all knowledge about different places of interest in London and draw a mind – map.

III. Фонетическая разминка .

But first, let’s repeat the names of sights.

Big Ben

Westminster Abbey

Buckingham Palace

Tower Bridge

Westminster Bridge

The Tower of London

Trafalgar Square

London Eye

The Houses of Parliament

The British Museum

IV. Речевая разминка .

Is Big Ben a clock or a bell?

The tower of Big Ben is a symbol of London and Britain, isn’t it? And what tower is the symbol of Russia? The Tower of London is very old isn’t it? What is it famous for? Who founded Westminster Abbey? Where does the English Parliament work? Do you know where the Russian Parliament works?

V. Составление интеллект карты .

And now children your task is to draw your mind map. Let’s divide into two groups. Try to summarize your knowledge about London sights and draw your map. Every group will discuss and draw one of the branches of your mind map. Choose the main words and symbols (pictures) to each branch to express the main idea. Every group works 15 minutes with .

(Нахождение главного образа и определение основных ветвей карты. Обсуждаем что будет центральным образом нашей карты, основные её ветви.)

What will be the central image of your mind – map?

What symbols and pictures can we use?

That will be the main branches of your mind – map: sights, people or different things.

(Учащиеся делятся на 2 группы, выбирают лидера группы. Каждая группа выбирает свою ветвь для работы, работает с учебником, извлекая информацию, записывая ключевые слова, соответствующие своей ветви. Оформляют свою ветвь интеллект – карты на А4.)

VI .Защита интеллект-карт

(Представление группами своих работ. Составление единой интеллект – карты.)

Your time is over. Let’s listen to the first group. Fasten your work on the blackboard. (The first group demonstrates its branch and etc .)

Каждая группа представляет свою ветвь интеллект - карты, озвучивая на английском языке каждую подветвь, из которых на доске составляется единая интеллект – карта по теме “ Discovering places of interest ” . Остальные группы в это время записывают в свою карту ключевые слова представляемой на доске ветви.

(Развитие навыков монологической речи с опорой на интеллект – карту.Учащиеся рассказывают о достопримечательностях Лондона, используя интеллект – карту.)

Let’s tell about using our mind – map.

VII. Итог урока.

Лидер группы оценивает работу каждого члена своей группы.

Домашнее задание: составить свою интеллект – карту, рассказать по ней о любой из достопримечательностей Лондона.

Список литературы.

1. Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н. УМК по английскому языку: Enjoy English V , - Обнинск: Титул, 2014

Ментальные карты (Mind Map) как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка в средней школе Гучок Ирина Григорьевна, учитель английского языка ГУО «Средняя школа №6 г. Жодино»


Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто К.Д. Ушинский


История создания и развития методики


Система записи

Линейная

Ментальные карты (Mind Maps)

  • Who was Robin Hood? Test 1
  • It is not often that we make a hero of a robber, but Robin Hood somehow seems to be different. Everybody knows it is wrong to steal, yet Robin Hood is admired. The reason for this, of course, is that he stole from the rich and gave to the poor.
  • Was Robin Hood a real man? We know that he was a favourite figure in the ballads and stories of England in the fourteenth and fifteenth centuries. We also know that according to these stories he lived in the twelfth century. In the year 1521, there appeared a Latin history which mentioned Robin Hood.
  • This is what it said: “About the time of Richard I, Robin Hood and Little John, the most famous of robbers, were hiding in the woods and stealing only from rich men; they killed none except those who resisted them or came to attack them. Robin had 100 men – all skilled archers – well trained for fighting. They were so good that not even 400 men dared to come against them.
  • All England sings of the deeds of this Robin; he did not allow any woman to be hurt, nor did ever take the goods from the poor; indeed he gave them a lot of the goods he stole from the abbots.”
  • Robin Hood definitely captured the imagination of the English people of that period, because he was a hero working for justice. Robin pleased them and they built around his name one legend after another. They made him a great sportsman, a wonderful archer, a loyal friend, and a lover of the green woods where he lived.
  • There are many theories about Robin Hood. One of these suggests that he was a Saxon, and among the last of those who held against the Normans when they conquered England. It seems certain that a man called Robin Hood really existed. But it is also quite clear that many of the stories about Robin Hood were made up by people.
  • Choose the right ending:
  • Robin Hood is admired because (he was a robber, everybody knows him, he helped people who had no money, he was different from others).
  • The Latin history mentioning Robin Hood was written in the (12 th , 14 th , 15 th , 16 th) century.
  • Robin Hood and his men killed (people they didn’t like, only rich people, skilled archers, people fighting against them).
  • Robin Hood didn’t let his men (offend women, steal from women, take the goods away from women, meet women and abbots).
  • The English people of the Middle Age made up stories about Robin because (he could fight skillfully with a sword, he was a great athlete, he wanted life to be fair, he was a great lover).
  • We certainly know that Robin Hood was (a ballad character, a Saxon king, a real man, a Norman conqueror).
  • A Romantic Story
  • Norah was 20 and wanted to get married to George. The young man (serve) in the Army and (send) to Africa on expedition. Norah (be) lonely ever since.
  • One evening she (lie) on the sofa. Her eyes (close). She (dream) about George. It (get) dark. Norah (feel) the wind (whisper) words of love in her ears …
  • She (wake) up suddenly. She (hear) light footsteps … She hurried across the room repeating: “Darling! Dearest! You (be) back at last!” The man (put) all his strength into pushing the girl away. He (be) a robber who (come) to Norah’s place in search of her money.


Принципы работы головного мозга

1. Лево- и правополушарное мышление

2. Ассоциативное мышление



  • Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека.
  • Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека.
  • Чем богаче его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект от которого отходят все ассоциации;
  • Рисуйте карту по часовой стрелке ;
  • Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;
  • Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;
  • Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;
  • Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Выбирайте правильный цвет

цвет

скорость восприятия

оранжевый

коричневый





Education

the world


Discussion

Compare the system of education in Belarus and in Great Britain. Find similarities and differences between them. Explain their advantages and disadvantages.



  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности
  • Творите сами и вместе с учениками!

  • Обучение
  • Решение творческих задач
  • Планирование и разработка проектов разной сложности
  • Конспектирование лекций
  • Составление списков дел
  • Решение личных дел


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков

Просмотров