Генри мелвилл. Мелвилл герман

МЕЛВИЛЛ ГЕРМАН

(род. в 1819 г. – ум. в 1891 г.)

Писатель. Романы «Ому», «Марди», «Редберн», «Белый бушлат», «Моби Дик, или Белый Кит», «Пьер, или Двусмысленность», «Израиль Поттер», «Искуситель »; повести «Тайпи», «Билли Бад, формарсовый матрос»; сборник новелл «Сказки с площади», поэтические сборники «Стихи о войне», «Джон Марр и другие моряки».

У каждого народа есть свой национальный эпос. У германцев это эпопея о Нибелунгах, у англичан – о рыцарях круглого стола, у финнов – Калевала, у французов – Песнь о Роланде, у славян – былины. Все они создавались на основе народного творчества, идущего из глубины веков. А вот самый молодой американский эпос о Моби Дике был сочинен одним человеком – писателем Германом Мелвиллом, жившим в пору становления и расцвета своей страны.

Слава пришла к нему посмертно. Если в 4-томной кембриджской «Истории американской литературы», вышедшей в 1917–1921 гг., Мелвиллу было посвящено менее четырех страниц, то в книге Иллинойского университета Р. Стерна (1957) приведена библиография из более чем тысячи названий книг, брошюр, статей, диссертаций, относящихся к жизни и творчеству писателя.

А между тем «Моби Дик», изданный в 1851 г., принят и понят в Америке не был. Автор единственной в своем роде книги прожил после ее опубликования еще почти 40 лет в неизвестности, работая на скромной должности таможенного чиновника. А когда он умер, в единственном и кратком некрологе, помещенном в «Нью-Йорк Таймс», кто-то умудрился сделать несколько ошибок в фамилии покойного писателя.

Такая творческая судьба, в общем, не редкость в литературе и искусстве. Но чтобы огромная страна «не заметила», а затем на полвека напрочь «забыла» великую книгу, для этого надо либо писателю уйти слишком далеко вперед, либо читателям и критикам неизмеримо отстать от него.

При всем этом нельзя сказать, что Мелвилл прожил свою жизнь неприметно и скучно. Наоборот, его молодость была бурной, с приключениями, с множеством опасностей и счастливых открытий. Сын разорившегося нью-йоркского коммерсанта, Герман вынужден был с раннего возраста зарабатывать себе на пропитание, не имея ни возможности, ни средств даже для среднего образования. Его школой были банк и юридическая контора, где он служил рассыльным и переписчиком бумаг, а университетом – матросский кубрик, корабельная палуба и «морские волки», учившие его китобойной науке. В море Герман ушел юнгой, чтобы через десять лет вернуться в родной Нью-Йорк путешественником и бывалым моряком.

Многое испытал Мелвилл в далеких странствиях. Он был рыбаком, охотником, изведал зной и ледяной холод, туманы полярных морей. Мелвилл был матросом и гарпунером на китобойном судне, служил в военном флоте, участвовал в корабельном бунте и жил с дикарями на экзотических островах. Даже для очень бывалого человека всего этого было бы более чем достаточно. Но в просоленном ветрами и закаленном невзгодами мужчине жил и другой Мелвилл – один из самых образованных людей своего времени, близкий к кругу писателей-интеллектуалов, участник, как бы сейчас сказали, элитной литературной группы «Молодая Америка», члены которой безоговорочно ценили высокий уровень культуры своего коллеги.

Первая же книга «Тайпи», написанная в 1846 г., оказалась неожиданно злободневной и принесла Мелвиллу шумный успех. Основанная на личных впечатлениях писателя, который во время одного из своих плаваний был в течение месяца пленником каннибальского племени тайпи, она счастливо соединила в себе факты подлинных приключений путешественника и романтическую утопию. Писатель нарисовал жизнь каннибалов на Маркизских островах как некую идиллию, на фоне которой социальные и нравственные пороки современного ему общества были видны особенно отчетливо. Уже в повести «Тайпи» наметилась та линия философской прозы, которая в дальнейшем стала главной для писателя.

В 1849 г. Мелвилл опубликовал довольно необычную книгу «Марди», которая до сих пор вызывает у критиков недоумение. Она была далека от реальности, в ней главенствовало чистое воображение, которое, как говорили романтики, есть самый краткий путь к истине. Естественно, такое произведение мало кто понял, и Мелвиллу пришлось смириться с провалом книги.

В последующие два года вышли в свет еще два романа писателя – «Редберн», где использован опыт плавания Германа в качестве юнги на корабле «Св. Лаврентий», и «Белый бушлат» – наблюдения за жизнью моряков военного флота. Но, по сути, все эти романы были только подготовительными к самой главной книге Мелвилла – роману «Моби Дик, или Белый Кит», написанному в 1851 г.

Соединивший в себе тему морских приключений с элементами фантастики, «Моби Дик» стал классическим образцом философской прозы, в которой развернута битва человеческой души с вечным злом мира. Сюжет романа несложен: китобойный корабль «Пекод» под командованием капитана-фанатика Ахава преследует по всем морям кита-альбиноса по прозвищу Моби Дик. Рассказ ведется от имени одного из участников этой фантасмагорической охоты молодого матроса Измаила.

В романе использовано немало библейских мотивов, особенно из книг Иова и пророка Даниила. Капитан Ахав напоминает израильского царя Ахава, бросившего вызов Богу и поклявшегося уничтожить на земле зло и несправедливость. Всю горечь и ярость древних пророков вложил Мелвилл в его крик: «Смерть и дьяволы! Это Моби Дик!.. И я буду преследовать его и за мысом Доброй Надежды, и за мысом Горн, и за Норвежским Малынтремом, и за пламенем погибели, и ничто не заставит меня отказаться от погони. Вот цель нашего плавания, люди! Гоняться за белым китом по обоим полушариям, покуда не выпустит он фонтан черной крови и не закачается на волнах его белая туша».

Имя другого героя книги Измаила тоже созвучно с библейским Измаилом, сыном Агари, изгнанным из родных мест в пустыню. Но если Ахав спорит с Богом, то для Измаила Бога не существует. Жизнь – это слепая, грубая и безжалостная сила. По-разному воспринимают герои и белый цвет. Для Ахава он атрибут Бога, одежда праведников, «белый конь пустыни». А для Измаила это цвет мертвого тела, холодных снегов и смертельной океанской пены.

Капитан Ахав так и не смог победить Белого Кита. Его корабль тонет вместе с экипажем. Спасается один Измаил. Скорбная книга Мелвилла заканчивается цитатой из книги Иова: «И спасся только я один, чтобы возвестить Тебе».

По сути, писатель осуществил мечту американцев о национальном эпосе, хотя, вероятно, и не стремился к этому. Корабельная палуба стала частью американской действительности, а китобоями – вся нация, борющаяся со слепой стихией, но не за выживание, а за господство над ней. Да и киты в «Моби Дике» живут как бы двойной жизнью. Материальная протекает в морской глубине, а символическая разворачивается в сознании человека. Все киты воплощаются в Моби Дике, который уже не имеет никакого отношения к промыслу. Он является демонической мощью и великой тайной бытия, которую необходимо разгадать. Говоря о параллелях образов Моби Дика и библейских мотивов, необходимо уточнить, какая истина открывается Измаилу. С религиозной точки зрения она кощунственна: во всей Вселенной нет высшей силы, направляющей жизнь человека и целых народов. В ней нет ни Бога, ни абсолютного духа, ни каких-либо законов. Есть только беспредельность и пустота, которые безразличны ко всему, в том числе и к человеку.

Мелвилл понимал, в чем нуждается молодая Америка. Он словно говорил: нет высших сил, нет божественного разума и закона судьбы. Судьба Америки только в руках каждого ее человека. Именно этот тезис воплотили в XX веке американцы, создав атеистическую страну, в которой, тем не менее, каждый гражданин верующий. И это еще одно объяснение, почему «Моби Дик» стал национальным эпосом.

Остается сказать несколько слов о личности Германа Мелвилла. Он был красив, не зря писателя называли «первым секс-символом Америки». Правда, он так и не женился, что позднее биографы объясняли будто бы гомосексуальными наклонностями.

«Моби Дик» не имел успеха у современников, как не имели успеха и три последующих романа писателя – «Пьер», «Израиль Поттер», «Искуситель». И именно с эпопеи о Белом Ките, как это ни парадоксально, начался упадок славы писателя. Мелвилл замкнулся в себе и как бы изолировался от внешнего мира. После 1857 г. он уже больше не возвращался к прозе, если не считать небольшой повести «Билли Бад», написанной незадолго до смерти и опубликованной лишь в 1924 г. К середине 50-х гг. Герман Мелвилл был прочно забыт, и смерть его в 1891 г. прошла незамеченной.

И только в начале XX в. Америка как бы заново открыла Мелвилла для себя и всего мира, превратив писателя в культовую фигуру. Словно спохватившись, американцы окружили личность своего великого соотечественника ореолом небывалого почитания.

Сегодня авторитет Мелвилла в стране и за ее пределами огромен. По примеру английского шекспировского общества в Америке создано «Мелвилловское общество». Кроме того, в течение многих лет в Нью-Йорке ежегодно проходит традиционный мелвилловский марафон. Съехавшиеся со всей Америки актеры, музыканты, поклонники писателя в одном из нью-йоркских концертных залов читают по очереди (по десять минут каждый) текст «Моби Дика». Заканчивается празднество грандиозным фейерверком и народными гуляниями.

Конечно, жаль, что великий писатель при жизни не испытал и сотой доли этой славы. Зато сегодня, пусть и с опозданием, Герман Мелвилл занял подобающее место в пантеоне мировой культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вернись в Сорренто?.. автора Герман Анна

Об Анне Герман Возвращение Эвридики Воскресным вечером я прогуливался по Лазенкам, как вдруг откуда-то издали приплыла песня. Усиленная микрофонами, она струилась над старым парком, и я остановился словно пораженный громом: неужели она?! Конечно, этот голос трудно

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН. Герман фон Гельмгольц родился в Потсдаме 31 августа 1821 г. Он прославился не только как психолог, но и как физик, математик и физиолог. Его отец на протяжении всей своей жизни работал учителем в гимназии. Мать была из английской семьи, переселившейся в

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН. Герман Эббингауз родился 24 января 1850 г в Германии. Родители Германа хотели, чтобы их сын получил профессию, приносящую хороший доход, но мальчик очень интересовался наукой. Несмотря на возражения семьи, он поступил в университет, где познакомился с

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

ГЕРМАН АННА ГЕРМАН АННА (певица; скончалась 26 августа 1982 года на 47-м году жизни).В первый раз Герман едва не ушла из жизни в 1967 году. Она тогда гастролировала в Италии и попала в страшную автокатастрофу. У нее были сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки,

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

ТИТОВ ГЕРМАН ТИТОВ ГЕРМАН (космонавт №2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни).Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Герман Фамилия неизвестна.Но, если вести речь о городе Тюмени, и если вести ее о ее духовной жизни, то, несомненно, самым шумным ее явлением второй половины 1980-х годов была деятельность людей, группирующихся вокруг всякой рок-музыки, и в основном - вокруг группы

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр Владимирович

ГЕРМАН Анна ГЕРМАН Анна (певица; скончалась 26 августа 1982 года на 47-м году жизни). В первый раз Герман едва не ушла из жизни в 1967 году. Она тогда гастролировала в Италии и попала в страшную автокатастрофу. У нее были сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки,

Из книги Три женщины, три судьбы автора Чайковская Ирина Исааковна

ГЕРМАН Юрий ГЕРМАН Юрий (писатель, сценарист: «Семеро смелых» (1936), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Верьте мне, люди» (1965) и др.; скончался 16 января 1967 года на 57-м году жизни). В конце 40-х Герман написал роман «Подполковник медицинской службы», где в точности

Из книги Вся премьерская рать автора Руденко Сергей Игнатьевич

КАЧИН Герман КАЧИН Герман (актер театра, кино: «Мичман Панин» (1960; матрос Епифанов), «Казаки» (1961; Ванюша), «Порожний рейс» (1963; шофер Виктор Крюков), «Сокровища республики» (1965; Осокин), «Дети Дон Кихота» (1966; пациент косметолога Сазонов), «Три дня Виктора Чернышова» (друг

Из книги Стив Джобс. Тот, кто думал иначе автора Секачева К. Д.

ТИТОВ Герман ТИТОВ Герман (космонавт № 2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни). Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Из книги автора

3.2. Герман и Доротея Поэма «Герман и Доротея» создана сорокавосьмилетним Гете в 1797 году. Часто ее характеризуют как идиллию. Написанная античным гекзаметром, в девяти главках, символически озаглавленных именами девяти Муз, за которыми следуют вполне обычные названия

Из книги автора

Герман Анна Анна Герман принадлежит к той категории людей, которые «видят цель, но не видят препятствий». Как говорят галичане, она - женщина «гонорова» и любит поговорить о равенстве женщин и мужчин.Еще во времена своей журналистской деятельности Анна Николаевна

Из книги автора

Герман Мелвилл «Моби Дик» 1851 годГерман Мелвилл – американский писатель и моряк. Писал не только прозу, но и стихи.Это основная работа Германа Мелвилла, итоговое произведение литературы американского романтизма. Длинный роман с многочисленными лирическими

Выдающийся писатель и поэт со сложной творческой и личной жизнью. Родился Герман в Нью-Йорке в 1819 году в семье неудачливого коммерсанта. Когда мальчику было 12 лет умер его отец, оставив семье долги, которые они выплачивали долгое время.

Мечты о высшем образовании пришлось оставить. По достижении им совершеннолетия плавал юнгой на небольшом почтово-пассажирском судне. После этого работал некоторое время учителем, но зов моря манил и Мелвилл отправился снова в море на этот раз на китобойном судне .

Не обошлось без опасных приключений. После конфликтов и ссор с боцманом Герман сбежал с корабля близ Маркизских островов. Скоро он попал в плен к туземцам, из которого его освободили матросы военного американского корабля. Свои впечатления от пережитого записал в книгах.

Романы, основанные на реальных событиях и принесли начинающему писателю небывалый успех. Читатели живо интересовались экзотичной жизнью «дикарей» и побывавших у них в плену соотечественниках.

Следующие романы, к сожалению, не были поняты современниками автора. В них Мелвилл поднимал актуальные проблемы. Например, в романе «Белый бушлат» писатель описывал жестокость, которую проявляли морские военные к иноземцам.

Самым значимым и известным в творчестве Мелвилла считается роман о китобойном промысле. Зная не понаслышке о доходном, но в то же время кровавом способе зарабатывания, автор скрупулёзно описал в книге тонкости китобойного промысла и строение самого огромного животного на планете — кита .

Критики и читатели с негодованием набросились на книгу. Они не понимали глубокого смысла, который заложил в произведение автор. Полное неприятие действительности современников привело к тому, что писатель начал издавать книги под вымышленными именами, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Одна из последних книг «Пьер, или Двусмысленности» рассказывает об одиночестве писателя среди шумной толпы обывателей. На последние деньги, оставшиеся от былой популярности, Герман Мелвилл осуществил давнюю мечту — совершил кругосветное путешествие.

В дальнейшем он работал на таможне и продолжал писать книги и стихи анонимно. Умер в 1891 году. В некрологе скромно упомянули о писательском таланте чиновника, работающего на таможне . Полное переосмысление творчества Германа Мелвилла произошло после его смерти. В наши дни он входит в список классиков мировой литературы .

Цитаты писателя о жизни

  • «Во мне живет царственная особа, которая в полной мере осознает свои королевские права»;
  • «Мы не можем жить только для себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми; и через эти нити, эту симпатическую связь, наши действия становятся причинами и возвращаются к нам как следствия»;
  • «За одно мгновение великие сердца подчас переживают в острой муке всю ту сумму мелких страданий, какие у слабого человека бывают милосердно растянуты на целую жизнь. И потому эти сердца, хоть каждый раз их боль бывает мимолетна, скапливают в себе за жизнь целые века скорби, составленные из непереносимых мгновений; ибо у благородных душ даже не имеющая измерений точка их центра обширнее, чем круги более низменных натур».

Еще более смелым, чем По, и не "камерным", а исключительно масштабным исследователем нехоженой области духа был Герман Мелвилл (1819—1891), самый сложный и глубокий из американских романтиков, человек яркой и необычной судьбы. Отважный матрос-китобой, бороздивший Южные моря — в юности, известный писатель — к тридцати годам, позднее он впал в немилость к американскому читателю, переставшему понимать его, временами еле сводил концы с концами и умер в полном забвении. Некролог в газете сообщал о смерти таможенного чиновника, прослужившего двадцать пять лет.

Его "открыли" в 1920-е, после Первой мировой войны, которая обострила в людях чувство неблагополучия бытия; Мелвилл с его трагическим мироощущением и своеобразной художественной манерой был воспринят как современник. Интерес к нему продолжал возрастать и достиг своего пика в 1950-е; "Моби Дик" был объявлен самым значительным романом XIX столетия. Ныне творчеству Г. Мелвилла посвящено около сотни монографий и пяти сотен статей, что, конечно, свидетельствует о его признании, но отнюдь не о том, что оно исчерпано или хотя бы понято до конца.

Жизнь Мелвилла представляет богатейший материал для биографических исследований. Третий из восьми детей состоятельного нью-йоркского коммерсанта Аллана Мелвилла, разорившегося, когда Герману было одиннадцать лет, сломленного духовно и физически и умершего два года спустя, будущий писатель не смог закончить школу и вынужден был работать, чтобы помочь семье. Он сменил несколько занятий, а в 1838 поступил матросом на британский торговый корабль "Св. Лоуренс". В 1841 году он отплыл из Массачусетса на китобойном судне "Акушнет", направлявшемся в Тихоокеанские воды.

Не поладив с капитаном, Мелвилл с приятелем высадились летом 1842 на одном из Маркизских островов и несколько недель провели среди приветливых аборигенов, которые, как выяснилось при более близком знакомстве с их обычаями, были каннибалами. Мелвилла подобрал проходивший мимо острова австралийский китобоец, где он принял участие в восстании матросов, за что какое-то время провел в тюрьме на Таити. Из Таити он отплыл на нантакетском китобойце, но был высажен в Гонолулу, несколько месяцев бродяжил на Гавайях, затем нанялся матросом на фрегат "Соединенные Штаты", на котором обошел весь Тихий океан и осенью 1844 года прибыл в Бостон.

Дома двадцатипятилетний Герман Мелвилл начал задумываться над своими приключениями и над своей дальнейшей судьбой. Мелвилл всерьез занялся самообразованием, стремясь наверстать упущенное в юности. Он перечитал всю доступную ему мировую художественную литературу, проштудировал сочинения философов прошлого и современности. (Перекличка-полемика с идеями Руссо, Канта, Шеллинга, Эмерсона в произведениях Мелвилла несомненна). Тогда же Г. Мелвилл начал писать. Результатом явились восхитившие читателей романы "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847).

В 1847 году Мелвилл женился и обосновался в городе Нью-Йорке в одном доме со своим младшим братом и его супругой, матерью и несколькими незамужними сестрами. Продолжай он и дальше писать приключенческие истории, он мог бы заработать состояние, но у Мелвилла был свой путь в литературе. Начиная с третьего романа "Марди" (1848), он начал неудержимо расходиться с читательской аудиторией. Две его следующие книги "Рэдберн" (1849) и "Белый бушлат" (1850) продавались лишь благодаря его связям с европейскими издательствами.

Знаменитый ныне "Моби Дик" (1851) писался запоем в западном Массачусетсе, куда на лето выезжали многие литераторы и где Мелвилл (на паях с тестем) купил большой фермерский дом "Эрроухед". Там он работал до полудня, а затем с вечера и всю ночь (еду ему приносили на подносе и ставили у двери). К зиме роман был закончен и ознаменовал собой полный разрыв Мелвилла и американской читающей публики.

Дальнейшие романы писателя "Пьер" (1852), "Израиль Поттер" (1855), "Проходимец" (1857), повесть "Бенито Серено", сборник краткой прозы "Рассказы на веранде" (1856), куда вошла замечательная новелла "Писец Бартлби", были сочтены то полным, то частичным провалом. Финансовое положение семьи Мелвилла, в которой было уже несколько детей, ухудшилось. Влиятельные друзья (среди них Н. Готорн, использовавший свою университетскую дружбу с президентом Ф. Пирсом) безуспешно пытались помочь писателю найти доходную должность.

В 1856 году Мелвилл продал свою половину "Эрроухеда" и один отбыл за границу, надеясь восстановить здоровье и душевные силы. Он посетил Шотландию, Англию, объехал средиземноморские страны Мальту и Грецию, затем — Египет, совершил паломничество в Святую Землю, где начал писать философскую поэму "Кларейль", на обратном пути побывал в Италии, Швейцарии, Германии, Нидерландах и через Англию вернулся домой.

Два года Мелвиллы жили, главным образом, на доходы с публичных лекций на темы, вроде "Положение в Риме" или "Южные моря". Смерть в 1866 году тестя, оставившего в наследство семейству дочери свою половину "Эрроухеда", несколько выправила положение, и Мелвилл смог издать свои "Военные стихотворения" (1866). Они, однако, не привлекли особого внимания. Писатель, казалось, был обречен пользоваться известностью лишь как "человек, который жил среди каннибалов". В том же году он наконец получил должность таможенного инспектора города Нью-Йорк.

В 1860—1870-е Мелвилл работал над "Кларейлем", поэмой в 18 тысяч строк, которую никто не понял. Последние же его годы были поистине трагическими; они принесли смерть двоих из его сыновей, тяжелую болезнь одной дочери и разрыв с другой. Перед самой смертью он закончил повесть "Билли Бадд, фор-марсовый матрос", которая была опубликована лишь в 1924 и признана одним из главных достижений американской литературы.

Отличительные черты мелвилловского повествования — глубокая философская проблематика, сложная художественная символика, синтетизм. Естественно, они открывают простор для самых различных интерпретаций его творчества. Мелвилла объявляют то предтечей европейского модернизма, то борцом-обличителем американского империализма, то фигурой, совершенно обособленной, не имеющей ни точек соприкосновения с реальной действительностью, ни аналогов в мировой литературе. Между тем все это одинаково неверно.

Г. Мелвилл — романтик и американец, теснейшим образом связанный с общественной жизнью, с идейной и художественной мыслью своей страны и своего времени — с романтическим гуманизмом. Его творчество — абсолютно романтическое по стилю и методу: наиболее сложные образы-символы прямо восходят к понятиям романтической философии бытия. Что же касается особой универсальности звучания, космизма его лучших произведений, то это уже, безусловно, свойства гения.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

«El Mundo», Испания, 04.03.2003

http://www.litwomen.ru/news.html?id=263

Форматирование : Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir). [email protected]

Декабрь 2005 г.

В статье представлены малоизвестные факты из жизни Г. Мелвилла. Перевод, видимо, не всегда точен. Так, о созданных Г. Мелвиллом персонажах имеется следующая фраза: «...дикие гладиаторы, капитан Ахав и Белый Кит». Вероятно, следует читать «дикие гарпунеры», поскольку по крайней мере нам не известны никакие «гладиаторы» у Мелвилла. Разве что автор данной статьи упомянул их в переносном смысле, но тогда - неудачно.

Мною немного поправлена пунктуация, местами характерная для кальки с другого языка.

Написав одно из самых известных произведений мировой литературы, Герман Мелвилл так никогда и не стал свидетелем признания своего таланта и прожил жизнь, затаив обиду на весь мир. Больше всего страдали от этого его жена и дети, двое из которых умерли раньше своего отца. Опубликованная недавно биография американского писателя повествует о его бурной жизни.

Он должен был получить от жизни все, но остался с пустыми руками. Его писательский дар был поразительным, но признание пришло к нему лишь после того, как его останки уже больше тридцати лет лежали в могиле на кладбище нью-йоркского Бронкса. Он мог бы быть счастливым мужем и отцом семейства, но жизнь окружила его горем и несчастьями. Воистину, он был человеком, который мог царить, но оказался на троне лишь после своей смерти.

Герман Мелвилл (Herman Melville) родился 1 августа 1819 года в Нью-Йорке. Он происходил из богатой, знатной семьи, но всю свою жизнь прожил практически в нищете. Как пишет Элизабет Хардвик (Elizabeth Hardwick) в своей книге «Мелвилл» - последней из опубликованных биографий автора «Моби Дика», - в истории мировой литературы, на самом деле, были писатели и беднее Мелвилла и умершие, будучи моложе его. И если история этого американского литератора и выглядит настолько печально, то это не из-за того, что в его дверь постоянно стучал сборщик долгов с распиской в руке, и не из-за того, что при жизни его творение так и не нашло признания среди благодарных читателей. Все дело во впечатлении, которое производит на вас этот человек, живший словно в самом центре урагана.



Его обвиняли в развращении молодых прекрасных дикарок, в том, что он голубой, в дезертирстве и осквернении моральных ценностей Соединенных Штатов. Мать отчитывала его и подвергала физическим наказаниям, когда он был уже совсем взрослым, женатым человеком. Созданная им галерея персонажей - дикие гладиаторы, капитан Ахав и Белый Кит - стала неотъемлемой частью одной из самых известных и читаемых книг в Истории Человечества, но талант Мелвилла был признан лишь через много лет после его смерти. Так кто же он был на самом деле, этот человек по имени Герман Мелвилл?

Будущий автор «Моби Дика» провел свое детство в Элбени, штат Нью-Йорк. Отец его, Алан Мелвилл (Allan Melville), умер, когда мальчику было всего лишь 13 лет, и оставленные Мелвиллом-старшим долги заставили мать писателя Марию Мелвилл Гансенвоорт (Maria Melville Gansevoort) - дочь знаменитого героя войны за независимость, перебраться со своими детьми в Ленсигбург, жить в котором было гораздо дешевле.

Там Мелвилл окончил школу и получил образование инженера в местном колледже, но добиться хорошего положения в обществе так и не смог. Он начал писать маленькие заметки для городской газеты. На тот момент, когда будущий писатель впервые решил отправиться в плавание, ему исполнилось всего лишь 20 лет. В 1839 году он поступил юнгой на «Сент-Лоуренс» - торговое судно, готовое начать четырехмесячное плавание в Ливерпуль.

Вернувшись после плавания обратно в Ленсигбург, Мелвилл столкнулся с удручающим положением, в котором оказалась его семья. Кредиторы постоянно требовали уплатить причитающиеся им суммы, и мать, борясь с нищетой, хотела получить от своих братьев хоть сколько-нибудь денег в долг.

Мелвилл был вынужден просить о помощи своего богатого деда, а чтобы расплатиться с долгами, поступил на работу в школу, располагавшуюся в двадцати километрах от его дома. Но школа развалилась, и ее руководство не смогло выплатить даже зарплату своим учителям.

После возвращения Мелвилла из Ливерпуля прошло почти полтора года, а дела семьи так и не пошли на поправку. Писатель стал искать работу в Нью-Йорке, но не смог ничего найти. В 21 год он вновь решает отправиться в плавание, но на этот раз уже на китобойном судне, которое должно было провести в море почти четыре года.

Мелвилл мог бы стать адвокатом, как два его брата. Его образованность и талант открыли бы ему любые двери. Но он не захотел идти по этому пути. С другой стороны, в Соединенных Штатах образца 1840 года решение отправиться в плавание было похвальным; многие из родственников будущего писателя выбрали подобную карьеру, только служили они не простыми матросами, как Мелвилл, а офицерами.

3 января 1841 года из порта Нью-Бедфорд он отправился в путь на китобойном судне «Акушнет», выходившем в свое первое плавание. Как пишет Элизабет Хардвик, жизнь Мелвилла на корабле была крайне тяжелой, и спустя полтора года Герман решился дезертировать. С «Акушнета» видели китов, иногда морякам даже удавалось поймать одного из них, но писателю все это казалось неинтересным. Вместе с судном он проследовал вдоль берегов Бразилии, Чили и Перу, а, когда они стали на якорь в бухте Нукуиева, вблизи Маркизских островов, Мелвилл, по собственному определению, «бежал».

Благодаря этому шагу, нам теперь знакомо его первое произведение - «Тайпи», опубликованное в 1846 году. Но книга, тем не менее, была обязана своим успехом не столько повествованиями о китах и увлекательными описаниями океана, сколько рассказам о прекрасных женщинах с татуировками на загорелых телах, плававших в водах Тихого океана, о племени каннибалов - хозяевах острова, и о великолепных закатах, которые Мелвилл наблюдал, сидя под кокосовыми пальмами.

Кто-то из критиков сказал, что в «Тайпи» Мелвилл, описывая царивший на океане полный штиль, спокойную и умиротворенную жизнь на острове, давшем ему пристанище после дезертирства с корабля, намекает на свои сексуальные отношения с местными женщинами. Безусловно так оно и было, но эти намеки вкупе с заявлениями писателя относительно религиозной морали и консервативности общества Соединенных Штатов дали повод известному своим красноречием редактору одной из газет по имени Горас Грили (Horace Greeley) начать злобные нападки на Мелвилла, обвиняя его в том, что, ради своей забавы, он воспользовался наивностью бедных жительниц острова.

Судя по всему, на Маркизских островах Мелвилл прекрасно проводил время. Там он оставался до тех пор, пока мимо не прошло еще одно китобойное судно «Лаки Энн», на этот раз - австралийское. Чтобы вернуться домой, писателю потребовалось еще два года.

Дезертиров подвергали суровым наказаниям, но, несмотря на это, похоже, что впервые для Мелвилла все обернулось удачно. Как отмечает в биографии писателя Лори Робертсон-Лоран (Laurie Robertson-Loran), почти половина команды «Акушнета» дезертировала, один моряк застрелился и еще двое умерли от венерических заболеваний. Когда корабль пришел обратно в порт, на борту его оставалось всего лишь 11 человек. «В 1851 году, через некоторое время после публикации «Моби Дика», Мелвилл узнал, что «Акушнет» сел на мель возле острова Святого Лаврентия и сильно пострадал во время шторма», - пишет Робертсон-Лоран.

Между тем Хелен (Helen), сестра писателя, стала лучшей подругой Элизабет Шоу (Elizabeth Shaw) - дочери судьи, выступавшего покровителем и поручителем семьи Мелвиллов. Девушка часто бывала в доме, когда Герман работал над «Ому», своим вторым произведением, и они в конце концов обручились.

Стремясь перед созданием семьи улучшить свое финансовое положение, Мелвилл отправился в Вашингтон. Он прибыл туда снабженный всевозможными рекомендательными письмами, желая получить какое-нибудь место в штате аппарата сотрудников правительства. На работу он принят не был; да и несложно себе представить, что опытные экзаменаторы, проводившие отбор кандидатов на вакантные места, в самом Мелвилле не обнаружили желание выйти победителем.

Свадьба между Германом и Элизабет состоялась 4 августа 1847 года. Жениху на тот момент уже исполнилось 28 лет, невесте - 25. Элизабет была очень симпатичной, очаровательной девушкой, но ее жизнь в браке не была усыпана розами. Она со стоическим спокойствием терпела превратности судьбы, переменчивое настроение своего мужа, его депрессии и экономические трудности семьи. На ее долю выпала еще и жизнь со свекровью в одном доме - женщиной властной и невыносимой. Элизабет перенесла все тяготы со смирением.

Брак-мучение

Хардвик утверждает, что брак оказался более удачным для Мелвилла, чем для его жены. Герман перестал скитаться по всему свету и превратился в писателя, одержимого своим творчеством. Для Элизабет же жизнь в браке, напротив, оказалась очень тяжелой. Она уже больше двадцати лет терпела буйство мужа и его плохое настроение во время запоев, прежде чем решилась всерьез подумать о разводе. В этом ее поддержал не только сводный брат Сэм Шоу (Sam Shaw), но и знакомый священник: оба советчика решили, что Элизабет не только необходимо развестись, но и сделать это как можно скорее. Но Лиззи так и не смогла отважиться на последний шаг: Герман Мелвилл и его жена оставались вместе до самого конца - они прожили в браке 44 года.

Их первый сын родился в 1849 году, его назвали Малкольм (Malcolm). Он стал главным участником самой страшной трагедии, пережитой в доме Мелвиллов. В возрасте 18 лет Малкольм закрылся в своей комнате и застрелился. Это произошло в 1867 году; к тому времени его отец уже оставил карьеру прозаика и занялся поэзией.

Второй сын Мелвиллов, Стенвикс (Stanwix), родился в 1851 году, через два года после Малкольма и всего через несколько недель после выхода в свет «Моби Дика». Когда его старший брат застрелился, он был дома; примерно в это же время Стенвикс оглох. Позже, покинув родительский дом, он плавал на всевозможных кораблях, путешествовал, пока наконец не оказался в Калифорнии, где и умер в возрасте 35 лет от туберкулеза.

Кроме сыновей у Мелвиллов было еще и две дочери. Старшая - Бесси (Bessie) - страдала от тяжелого ревматического артрита; замуж она не вышла и всю жизнь провела в доме родителей, где за ней ухаживала мать. Младшая дочь, Френсис, была более удачливой в жизни. Она вышла замуж за порядочного человека, будучи еще молодой, и ее дочери и внучки позаботились о сохранении рукописей и наследия писателя.

В 1866 году Мелвилл начал работать инспектором на таможне - занятие для него было настолько же неожиданным, насколько и скучным. По мнению Хардвик, написавшей биографию автора «Моби Дика», - то время было для Мелвилла совершенно деструктивным. Семья и друзья Элизабет Мелвилл видели, что она живет в настоящем кошмаре. Они попытались увезти ее из дома и начать бракоразводный процесс через суд: для той эпохи такой поступок был очень решительным шагом.

Мелвилл был разъярен и вел себя как настоящий деспот. Некоторые знакомые семьи посчитали, что он сошел с ума. Именно в тот период и застрелился его сын Малкольм - возможно, это был способ вырваться из замкнутого круга. Элизабет Мелвилл осталась дома, а ее муж работал по шесть дней в неделю, получая нищенскую зарплату - четыре доллара в день.

Проработав на таможне 19 лет и три с половиной недели, он ушел со службы. С того самого дня и до самой смерти в 1891 году (писателю исполнилось к тому времени 72 года) он зарабатывал на жизнь литературным творчеством.

В некрологе, опубликованном в The New York Times, имя писателя было написано как Генри Мелвилл. Его похоронили на кладбище Вудлаун в Бронксе. В этом мире у него остались жена, две дочери, внуки и ни одного внебрачного похождения или любовного письма. Он скончался в своем доме, где за ним ухаживала и сносила все его капризы жена Элизабет. Похоже, что он даже поблагодарил ее за все те совместно прожитые годы, когда она носила имя госпожи Мелвилл.

Герман Мелвилл - американский писатель и моряк.

Родился в Нью-Йорке. Когда ему было 12 лет, умер его отец-коммерсант, оставивший за собой долги и заставивший Мелвилла расстаться с мыслью о получении университетского образования. С 18 лет плавал юнгой на пакетботе, затем некоторое время работал учителем; в 1841 году отправился на китобойном судне «Акушнет» в Южные моря. Через полтора года из-за конфликта с боцманом «Акушнета» Мелвилл сбежал с корабля около Маркизских островов и попал в плен к туземцам, затем был освобождён экипажем американского военного судна. После трёхлетних странствий вернулся на родину, чтобы заняться литературной деятельностью.

Его основанные на собственном опыте романы Typee: A Peep at Polynesian Life и Omoo: A Narrative of Adventures in the South Seas, сразу же принёсшие писателю славу (роман Typee был самой популярной книгой Мелвилла при его жизни), характерны уходом в экзотику, полным отказом от привычной для читателя действительности.

Мелвилл уводит своего героя в первобытный мир, к неиспорченным цивилизацией дикарям Южных морей. За увлекательными сюжетами стоит волновавшая не только Мелвилла проблема: можно ли, отказавшись от цивилизации, вернуться к природе?

Аллегорический роман о плавании как философских поисках Абсолюта Mardi: And a Voyage Thither успеха не имел.

В следующих произведениях, по-прежнему отталкиваясь от личного опыта, Мелвилл стремится анализировать окружающую действительность и социальные отношения. Он пишет Redburn: His First Voyage и White-Jacket; or, The World in a Man-of-War. White-Jacket изображает зло и жестокость современных автору военных.

Однако Мелвилл отказывается от реалистических морских романов и создаёт свой главный шедевр Moby-Dick; or, The Whale. Он провозглашает примат иррационального. В Moby-Dick Мелвилл доказывает иррационализм социальных отношений; он рисует фантастически мрачную действительность, где господствует таинственный белый кит по имени Моби Дик, которого практически никто не видел, но который обнаруживает себя «результатами своих действий». Моби Дик властвует над всем, он согласно слухам вездесущ (возможно, он символизирует Бога или дьявола).

Moby-Dick не был оценен подавляющим большинством современников. После разгромной критики через год готического романа Pierre; or, The Ambiguities, где изображён писатель, который среди шумной толпы чувствует себя таким же одиноким, как на полюсе, Мелвилл публиковался анонимно, печатая рассказы в журналах. Многие из них вошли в сборник The Piazza Tales. За год до этого вышел исторический роман Israel Potter: His Fifty Years of Exile.

Последним романом Мелвилла был The Confidence Man: His Masquerade - язвительная сатира на человеческую доверчивость. Действие происходит на корабле «Вздор», плывущем по Миссисипи.

Деньги, принесённые в первую очередь произведениями раннего периода, ещё оставались, и в 1860 году Мелвилл совершил кругосветное путешествие. Однако с 1866 по 1885 гг. он уже служил чиновником на таможне.

Мелвилл продолжал писать, но умер почти забытым. Только в анонимном некрологе написали об «исключительно одарённом авторе», который обладал «могучим поэтичным воображением».

Просмотров