Что такое постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного
Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?
- 2. Морфологические признаки:
- · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
- · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
- 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.
Морфологические признаки прилагательных
У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:
слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.
Русский язык
МОРФОЛОГИЯ
4. Имя прилагательное
Определение.
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Признаки.
Начальная форма
имени прилагательного - именительный падеж в единственном числе мужского рода.
Постоянные признаки:
качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
у качественных прилагательных - степень сравнения, краткая или полная форма. Кроме того, прилагательные изменяются по падежам, числам, родам (только в единственном числе).
Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
Синтаксическая роль.
В предложении имя прилагательное может являться:
- определением, например: Все помнят знаменитую гагаринскую улыбку;
- сказуемым, например: Походка небрежна и ленива ;
- именной частью составного сказуемого, например: Дальше от берега она [вода] кажется синей (В. Вольский).
Разряды.
По значению и форме различают разряды имен прилагательных: качественные (белый снег ), относительные (оловянная ложка ), притяжательные (медвежий след ).
Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть выражен в этом предмете в большей или в меньшей степени, например: яркая одежда, грязное окно, умный человек . Качественные прилагательные образуют степени сравнения, например: более грязный, самый грязный ; и краткую форму, например: грязна . Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.
Относительные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть выражен в этом предмете в большей или в меньшей степени, например: оловянная ложка, гранитный камешек . Обычно относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (глиняный, песчаный ), пространственные, временные признаки предмета (сельский, мартовский , часовой, здешний ), назначение предмета (спортивная обувь ) и т.д. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень .
Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье? , например: волчий, лисья, отцов . Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов-(-ев-), -ин-(-ын-) -ий- (а в косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода -й- ), например: отцов, сестрин, лисий .
Притяжательные прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах единственного числа имеют нулевое окончание (лисий_, мамин _), а среднего и женского рода в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных (лисья, лисье, мамино, мамина ); в остальных падежах эти прилагательные имеют такие же окончания, как и у качественных и относительных прилагательных.
В русском языке бывают случаи, когда у прилагательных меняются значения. Например, относительное прилагательное может стать качественным (лисья шапка , т.е. шапка из лисы - лисья хитрость , т.е. такая, как у лисы).
Краткие и полные.
Качественные прилагательные имеют две формы - полную и краткую, например: белая - бела, добрый - добр, хитрый - хитер . Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым, например: Тополь был серебрист и светел .
Относительные имена прилагательные имеют только полную форму. А притяжательные прилагательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.
Типы склонения.
Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от него задать к прилагательному вопрос. Окончание вопроса укажет на то, какое окончание нужно писать в слове:
каким
? - -ым
(-им
),
(о, на, в) каком
? - -ом
(-ем
)
Например: в (каком ?) синем небе; (каким ?) синим пламенем .
1) В окончаниях имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа пишутся буквы ы (и ), а в предложном - буквы о (е ), например: в сине м небе, зимни м вечером, за пяты м фонарем.
2) Прилагательные загородный, междугородный, пригородный пишутся с окончаниями -ый, -ая, -ое, -ые , а прилагательные иногородний, бескрайний - с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ие .
Примечание. Прилагательные, которые оканчиваются на -йный , имеют в форме именительного падежа единственного числа мужского рода краткую форму на -ен , например: знойный - зноен , спокойный - спокоен .
Правописание не с именами прилагательными.
Не с именами прилагательными пишется слитно:
1)
если слово не употребляется без не
, например: не
ряшливый, не
путевый, не
людимый, не
насытный;
2)
если слово можно заменить синонимом без не
или близким по значению выражением, например: не
добрый (злой), не
ясный (смутный), не
скромный (бесцеремонный).
Не с именами прилагательными пишется раздельно:
1)
если в предложении есть противопоставление с союзом а
, например: не
вежливый, а
грубый; не
добрый, а
злой;
2)
если в предложении есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, совсем не
и др., например: вовсе не
строгий педагог; далеко не
ласковый человек.
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Разделы: Русский язык
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
- учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
- развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
- развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)
Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)
Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных разрядов.
- Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
- Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.
Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) | - ин(?), - ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.
Постоянными признаками прилагательного является его принадлежность к определённому разряду по значению (качественное, относительное или притяжательное) и его склонение. Определение склонения прилагательного в школьной грамматике не принято.
Некоторые качественные прилагательные не имеют степеней сравнения и / или краткой формы. В этом случае полнота / краткость должна быть помещена в постоянные признаки.
Положительная степень сравнения также может быть постоянным признаком (т. е. качественное прилагательное может не изменяться по степеням сравнения, например слово особый), однако в учебниках степени сравнения прилагательных указываются только в том случае, если прилагательное стоит в сравнительной или превосходной степени, а указания на положительную степень сравнения не производится. У этого подхода есть тот минус, что он не позволяет для прилагательного, стоящего в положительной степени сравнения, указать, является ли эта форма постоянным или непостоянным признаком.
Неизменяемость несклоняемых прилагательных также является их постоянным признаком. Непостоянных признаков у неизменяемых прилагательных нет.
Непостоянными признаками прилагательного являются число, род (в единственном числе), падеж.
Для большинства качественных прилагательных непостоянными признаками является также полнота / краткость и степени сравнения.
Необходимо помнить, что признак падежа есть только у полных прилагательных.
Если прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени, то оно не охарактеризовано в точки зрения полноты / краткости и не имеет признаков рода, числа и падежа.
При разборе надо иметь в виду, что объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Разные значения одного слова (его лексико-грамматические варианты) могут обладать разными морфологическими признаками. В прилагательном это различие может проявиться в первую очередь в отношении к признакам полноты / краткости и степеней сравнения.
Так, прилагательное живой как антоним к слову мёртвый изменяется по полноте / краткости, но не изменяется по степеням сравнения, т. е. имеет постоянный признак положительной степени сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения. Морфологическому разбору подлежит слово в том значении, в котором оно употреблено в тексте.
Приведём образец морфологического разбора прилагательного.
И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).
хороша - прилагательное, начальная форма - хорош (в данном значении);
постоянные признаки: качественное, краткое;(полная форма будет иметь другое значение- "положительный", а здесь значение "красивый, приятный")
непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род;
синтаксическая роль: часть сказуемого.
Имя прилагательное
- это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета.
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма
- полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
широко часть речи
Качественные прилагательные
называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький);
по возрасту (молодой);
по цвету (яркий);
по весу (легкий);
по внешнему виду (милый);
разобрать слово воет по составу
по внутренним качествам (ленивый) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой);
краткую форму (зол - зла - злы);
синонимы, антонимы (сердитый, добрый);
могут образовывать наречия на -о. -е. зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой; отвлеченные существительные: злость.
Относительные прилагательные
называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
часть речи обдуманно
по месту (украинский язык - язык украинцев);
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя);
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году);
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
радостный разобрать слово по составу
Притяжательные прилагательные
называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей. чья. чьё. чьи.
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые;
в предложении выполняют роль определения:
часть речи двое
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Выделяют сравнительную
и превосходную степени сравнения
. Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше (). другие основы (хороший - лучше, плохой - хуже, маленький - меньше). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: более, менее и прилагательного в полной форме (более удобный, менее интересный).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший, плохой - худший, маленький - меньший). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый, наиболее, наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный, наиболее правильный, наименее заметный).
мгновение морфемный разбор
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:
В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:
разбор слова хоккей
В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х:
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п. ед. ч. муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
сотый прилагательное или числительное
число;
искусственный морфемный разбор
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих, прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п. ед. ч. муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф. ед. ч. муж. р.
3. . ?