Вестготское королевство в испании. Вестготы: потерянное королевство Имя предводителя вестготов

Варварские королевства

Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. – в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.

В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы – комиты.

В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI – VIII вв.) в Испании.

Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.

Властькороля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая.Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада – военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).

Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати – гардинги . На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, ноих согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.


Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).

Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены ввоенной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.

Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеваниемими в VIII в. Толедского королевства.

Королевство вестгготов первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи.

Вестго́ты, визиготы или лат. тервинги - древнегерманское племя, составлявшее западную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века на две племенные группы: вестготов и остготов, Считаются одними из далеких предков современных испанцев и португальцев. У готов было два царских рода. Первый — более влиятельный, это род Амалов, к которому относились короли остготов, а из второго рода — Балтов — происходили вестготские короли.

Миграция вестготов

Древние готы занимали территории на острове Готланде, в южной Скандинавии, на нижней Висле и далее к востоку — на побережье Балтийского моря. Во 2 веке начинают продвигаться на юго-восток, к Черному морю и расселяются в бассейне рек Днестра и Днепра, смешиваясь с местным населением и перенимая их культуру. Около середины 3 столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно. В 270 г. римляне покинули провинцию Дакию, и вестготы расселились на оставленных территориях.

В 376 году вестготы, всё сильнее притесняемые гуннами, во главе со своим предводителем Фритигерном обратились к императору Валенту с просьбой разрешить им обосноваться во Фракии, на южной стороне Дуная. Валент ответил согласием. Вестготы обязались охранять границу и поставлять вспомогательные войска. Они селились компактными массами под управлением своих предводителей, которые стремились разбогатеть, прежде всего, на римской военной службе.

Вестготы после нашествия гуннов перешли Дунай и вторглись на территорию Римской империи.

Ко времени перехода через Дунай большинство вестготов были язычниками. Они решились на принятие христианства только после вступления на территорию империи. Так как заключивший с ними договор император Валент придерживался арианского вероисповедания, вестготы приняли арианство, но единичные случаи сохранения язычества отмечались еще в IV веке.

Как только вестготы поселились на Балканах, отношения с византийскими чиновниками приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. Близ Адрианополя в 378 году вестготы разгромили войска Валента. Эта битва стала поворотныхм моментом европейской истории, который изменил баланс сил в пользу германских народов. Победы готов над римлянами показали народам, жившим за Рейном и Дунаем, что есть возможность завладеть римскими землями. Вскоре после 378 г. вестготы позволяли проводить среди них воинские наборы, хотя их соплеменники и сражались против Феодосия. При Феодосии германцы, среди них и многочисленные вестготы, заняли даже значительную часть руководящих постов в армии. Процесс германизации армии – а тем самым и империи – с тех пор проходил очень быстрыми темпами.

После смерти Феодосия вестготы в 395г., лишившись федератского статуса, избрали Алариха конунгом и двинулись на Константинополь, опустошая местности на своем пути. Затем повернули в Македонию и Фессалию, проникли через Фермопилы, сожгли Коринф, опустошили Пелопоннес, Афины избежали разграбления, но были вынуждены выплатить тяжелую контрибуцию. Разрозненные племенные группы, последовавшие за Аларихом в Италию, выполняя федератские функции все больше консолидируются, они не только поддерживали власть императора «чужого народа» и государства, но и продемонстрировали Империи готовность и желание служить своему конунгу. После 378 г. в истории придунайских и примкнувших к ним отрядов примеотийских готов начал активно разворачиваться процесс формирования «народа» везеготов. Начавшаяся после окончания войны миграция готских племён привела к захвату Рима.

В течение ряда лет военные действия вестготов против Рима периодически сменялись соглашениями о союзе. Полководец императора Гонория Стилихон, по происхождению был варваром, долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит. С 408 г натиск вестготов усилился.

Готский конунг Аларих вновь предпринял попытку переселить свой народ в Италию. Вестготские требования о денежных выплатах и расселении в Паннонии были отклонены. Аларих проник в Италию и осадил Рим, который вскоре сдался на милость победителя из-за нехватки продовольствия. Аларих потребовал от Гонория, отсиживавшегося в Равенне, предоставить ему титул полководца императорских войск, власть над частью империи и ежегодно платить дань золотом и хлебом. Но Гонорий с презрением отверг притязания варвара. Тогда Аларих в 409 г. снова двинулся на Рим, осадил город и обрек его на голод. Переговоры с Гонорием затягивались. Рим был осажден в третий раз; 24 августа 410 г. город пал жертвой предательства. Хотя Рим и был подвергнут крупным грабежам, церкви и их имущество сохранялись. Захват измученного города не принес вестготам никаких выгод. Им было нужно зерно.

В 410 г. н.э. вестготы под предводительством Алариха сокрушили Рим.

За походами вестготов вовсе не стоял план уничтожения Римской империи. Аларих всегда стремился к переговорам с римскими властями. Он никогда не рассматривал возможности образования собственного, полностью юридически независимого от Рима государства. Сохраняя свою относительную независимость, готы стремились строить отношения с Империей с помощью мирных договоров и заверений в лояльности. Через Кампанию Аларих двинулся в Южную Италию, чтобы оттуда переправиться в Африку, но эта затея провалилась из-за бури в Мессинском проливе. После этого Аларих повел свои войска обратно на север. В этом походе в 410 г. его не стало, Аларих умер близ города Козенцы в Бруттиях (Калабрия).

Преемником Алариха был избран его родственник Атаульф, который, отказавшись от африканских планов, двинулся в Галлию. Высшее должностное лицо в Галлии, префект претории Дардан, побудил Атаульфа вступить в переговоры с Гонорием. Обе стороны были готовы к компромиссу. Империя предоставила варварам свои пограничные территории на Дунае для поселения, не только не обложив их налогами, но и обязавшись уплачивать определенную дань, они получили согласие на поставки столь необходимого им зерна. Выхода к Средиземному морю, сохранение власти над которым оставалось первоочередной задачей императора, вестготы не получили. Вестготы сочли это нарушением договора и в 413 г. захватили Нарбонн.

Прекращение всех поставок продовольствия со стороны равеннского правительства в конечном итоге вынудило вестготов уйти из Галлии. Зимой 414-415 гг. Атаульф двинулся в Испанию; в августе 415 г. он был убит в Барселоне своим дружинником из личной мести. Его преемника Зигериха через неделю постигла та же участь. Новый король Валия вернулся к плану Алариха в несколько измененном виде и попытался переправиться в Африку через Гибралтарский пролив. Впрочем, эта попытка также закончилась неудачей.

Римская империя боролась за существование с лавинами нашествий, в качестве одного из способов самосохранения натравливала одни группы варваров против других. Так выполняя обязанности федератов, вестготы выступили в поход против аланов и вандалов-силингов в Испании. Между 416 и 418 гг. уничтожили их основные силы. Возвращение в Галлию натолкнулось на римское сопротивление, Валия был вынужден пойти на мирные переговоры. После завершения войны в Испании вестготам были предоставлены для поселения провинции Аквитании Второй и сопредельных земель в провинции Новемпопулана и Первой Нарбоннской провинции.

Территория, выделенная вестготам в 418 году по договору вестготского короля Валии с римским императором Гонорием

Со своей стороны они обязались сражаться за империю в качестве федератов, не избирали короля и верно служили императору. Вследствие союзного договора, заключенного вестготским королем Валией с императором Гонорием в 418 году возникло королевство вестготов со столицей в г. Тулузе . Королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность.

Вскоре после своего поселения в Аквитании вестготы разделили земли с местным населением, получив две трети пахотных земель и половину других угодий, принадлежавших римским землевладельцам, в первую очередь земли императорского фиска и крупных римских магнатов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими, привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство. Эпоха миграций стала для вестготов периодом перехода от старых, в государственном отношении примитивных форм к становлению государства на римской земле и под римским влиянием.

Приход к власти Теодериха I (418/419-451 годах) по времени совпадает с колонизацией вестготами провинции Аквитания Вторая и пограничных частей соседних провинций. Вторжение общего врага, гуннов, привело к новому объединению вестготов и римлян. Вестготская и римская армии совместно со вспомогательными войсками других народов: бургундов, франков, саксов и др. дали сражение Аттиле, которому помогали различные германские племена. Неподалеку от Шалона на Марне на Каталаунских полях Аттила был разбит в 451 году. Доблестно сражавшийся Теодорих I погиб в этом бою. Смена правителя, которая произошла в 453 г., повлекла за собой и изменения в вестготской внешней политике: Теодерих II (453-466) проводил проримскую политику и восстановил федеративные отношения. Овладел престолом после насильственной смерти брата Торисмунда. Теодерих II хотел стать основной опорой Рима, признав теоретическое верховенство империи.

Большая часть войска вестготов во главе с Теодерихом II двинулась в Северную Испанию, чтобы отразить нападения свевов, разорявших римские земли. Именно в качестве федератов вестготы и были отправлены на Пиренейский полуостров. Перед ними стояла задача изгнать орды аланов, вандалов и свевов. Над аланами и вандалами они быстро одержали верх, но борьба со свевами оказалась затяжной и трудной. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. После того, как свевы были оттеснены в горные районы Галисии, вестготы захватили Испанию Тарраконскую. Король вестготов в 462 г. под предлогом оказания помощи Либию Северу завладел Нарбонном, который он столь давно хотел присоединить к своим владениям Вестготы, перейдя в наступление, захватили и земли в среднем течении Луары.

Эйрих был четвёртым сыном Теодориха I. Он достиг престола, убив своего брата Теодориха II. Первые годы правления Эйриха ознаменовались значительным оживлением дипломатической активности, направленной, вероятнее всего, против Римской империи, так как в качестве союзников Эйриха появляются свевы и прежде всего вандалы. Он сложил с себя статус федерата. Планы по заключению союзов с другими племенами показывают, что Эйрих собирался продолжать и даже развивать политику расширения пределов своего государства, основы которой были заложены его предшественниками. Известия о крупной римской морской экспедиции побудили его незамедлительно отозвать своих посланцев из Карфагена.

Эйрих вознамерился подчинить себе всю Галлию – предположительно, за исключением бургундских земель, но претворению этих замыслов в жизнь помешал мощный оборонительный союз, который римляне заключили с франками, бретонцами и бургундами.

Тогда в 469 г. он обратил свои взоры на Испанию, где вряд ли можно было ожидать столь же сильного сопротивления, вестготы захватили Мериду. Другое вестготское войско выступило против бретонцев, которые во главе со своим королем Риотамом заняли окрестности Буржа. При Деоле произошла битва, в которой бретонцы потерпели поражение. Теперь Эйрих повернул войска против римской Южной Галлии, добившись наибольших успехов, прежде всего, на побережье Средиземного моря и в 470 г. выйдя к Роне.

Римское войско, вступившее в Галлию, было разбито Эйрихом в 471 г. на восточном берегу Роны. Вестготы захватили земли на левом берегу реки южнее Валанса, которые вскоре были отбиты у них бургундами. В руки вестготам очень быстро попали и остальные части провинции Аквитаника Первая; только в Клермоне бывший префект Рима и теперешний епископ Сидоний Аполлинарий вместе с Экдицием, сыном императора Авита, оказывали ожесточенное сопротивление вплоть до 475 года. Сознавая свое бессилие, император Непот вступил в переговоры с Эйрихом. В 475 г. был заключен мирный договор, по которому римляне против воли овернской аристократии оставляли Клермон и захваченные вестготами земли. Рим признал полную независимость Евриха.

Король Эйрих не без оснований видел в ортодоксально-никейской церкви злейшего врага вестготского господства и по этой причине чинил препятствия высшим ее иерархам, препятствуя замещению вакантных епископских кафедр, в результате чего ортодоксальные общины оставались без главы.

Когда в 484 г. Эйрих умер, государство вестготов находилось на вершине своего могущества, оно охватывало не только большую часть Испании, но и южную и среднюю Галлию до Луары на севере и р. Роны на востоке, что привело к тому что, соседями стали франки. Франкская проблема стала приобретать все более угрожающие очертания во время правления сына и преемника Эйриха.

28 декабря 484 года престол своего отца в Тулузе занял Аларих II (484-507). Франки, которых объединил под своей властью Хлодвиг, победили в 486 г. под Суассоном римлянина Сиагрия, который до того самостоятельно управлял Северной Галлией. Сиагрий бежал в Тулузу, где Аларих поначалу предоставил ему убежище. Однако позднее, когда Хлодвиг под угрозой объявления войны потребовал его выдачи, осознавая военное превосходство франков, вестготы уступили. Тем не менее, поход, который Аларих II предпринял в 490 г. в поддержку Теодериха Великого, прошел весьма успешно. Вторгшиеся в Италию остготы натолкнулись в войне против Одоакра на определенные сложности, которые были преодолены с помощью вестготов.

В 507 году между франкским войском короля Хлодвигом I и армией вестготского короля Алариха II в битва при Пуатье вестготы были разбиты. Аларих II погиб в бою. Вестготы потерпели поражение и потеряли часть своих территорий в Галлии. Победители быстро проникли в центральные области вестготского государства и взяли Бордо и Тулузу. После завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. Растущая мобильность германских племен все более отчетливо концентрировалась в двух регионах Западной империи – в диоцезах Галлии и Испании. На территории Галлии образовываются в течение V в. два королевства.

В Испании вестготы оставили без изменений административное устройство, существовавшее в римской империи, не вводили новых законов. Римские должностные лица были заменены военными вождями, которые позже стали именоваться графами, герцогами, маркизами. Муниципальный строй также оставался без изменений. Были запрещены браки между вестготами римлянами, византийцами. Земли вестготов были свободны от налогов. На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании. Это проявлялось и в языке и в правовой сфере.

При Аларихе II был составлен Римский Закон Вестготов, также известный под названием «Бревиарий Алариха». Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе; на протяжении нескольких столетий римское право было известно только в той форме, которую придали ему правоведы вестготского короля

С этого времени католическое духовенство приобретает огромное влияние на королевскую политику. Епископские собрания разрабатывали обязательные для исполнения законы, касавшиеся не только внутрицерковных вопросов, но и общего управления. Соборы ставили свою власть выше власти короля.

Особенно большое влияние имели св. Леандр – архиепископ севильский и его младший брат и преемник по духовной кафедре Исидор Севильский известный ученый, автор «Этимологии, или происхождение вещей», «Истории королей готов, вандалов и свевов». Оба прелата старались упрочить привилегии церкви, что привело к тому, что вестготская монархия приобрела теократический оттенок. (ТЕОКРАТИЯ — форма правления, при которой глава духовенства, церкви является главой государства).

Возрождение Королевства вестготов началось при Леовигильде на территории Иберии. Для укрепления находившейся в упадке королевской власти новый король не удовольствовался усмирением знати и возродил основы королевского достоинства. Первыми шагами короля Леовигильда в 570 году стали действия против опаснейшего противника, византийцев. Уже в первом походе Леовигильд перешёл Бетис (совр. Гвадалквивир), и удовольствовался опустошением окрестностей городов Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги). Города Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги) он взять не смог. В 571 году пала крепость Асидона (совр. Медина-Сидония), важный торговый город, приносивший значительные доходы византийской казне. В 572 году, когда он захватил важнейший город Кордуба (совр. Кордова) и его окресности. Кордова после её повторного завоевания Леовигильдом стала важным опорным пунктом, обеспечивавшим вестготскую власть в Бетике. Леовигильд создал 8 провинций, во главе которых были поставлены королевские представители.

Вестготская граница придвинулась к Картахене - столице византийских владений. Но отсутствие флота не позволило Леовигильду завершить вытеснение византийцев из Испании. Перемирие был заключено в 572 году, и по его условиям вся долина Бетиса перешла под власть Леовигильда.

Воспользовавшись неурядицами и борьбой за престол, наступившими в Свевском государстве после смерти Миро, вестготы вторглись на их территорию, захватили короля Аудеку, его столицу и его сокровища. Франки пытались оказать свевам помощь и послали им торговый флот. Однако, корабли, отплывшие из Галлии в Галисию, были разграблены по приказанию короля Леовигильда. Королевство свевов, в которое были включены большие территории древнеримских провинций Галлеция и Лузитания, стало шестой провинцией вестготского королевства Толедо. Испания была районом концентрации и консолидации племен и тем порогом на пути к государственности, который перешагнули вандалы, но не смогли преодолеть свевы.

Королевство Вестготов
Политическаяя карта юго-западной Европы около 600 года. Три области государства вестготов после потери Аквитании: Римская Испания, Галлеция и Септимания

Территории на юге Иберийского полуострова, захваченные византийцами в 552 году, были большей частью отвоеваны обратно при Леовигильде.

Присоединив Пиренейский полуостров к остальным своим землям, германцы создали государство, столицей которого по воле короля Леовигильда стал Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой. Точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.

Если верить легендам, поселение на берегу реки Тахо основали кельты, смешавшиеся с племенами иберов, пришедших сюда на несколько веков раньше. К приходу римлян в 193 году оно представляло собой небольшой, хорошо укрепленный город Толетум, как называли его римские историки. Горожане сопротивлялись легионерам до тех пор, пока не закончились вода и продовольствие, а затем сами открыли ворота, сдавшись на милость консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса. Войдя в состав огромной империи под названием Толедо, город испытал свой первый расцвет. Далекому от цивилизации народу были предложены театры, цирк, бани, храмы.

Став столицей вестготского королевства, Толедо превратился в один из главных городов Европы.

Религиозная рознь сильно препятствовала слиянию римского и вестготского населения в единую массу подданных короля, порой перерастая в открытую вражду. Попытка Леовигильда сплотить своё государство, взяв за основу незначительно видоизмененное арианство, вызвала волнения, обременившие правление его сына и преемника Реккареда.

Поняв, что невозможно навязать религию меньшинства подавляющему большинству населения страны, и находясь в окружении ортодоксально-никейских государств, Реккаред решил сделать единой государственной религией ортодоксально-никейское христианство. В первый же год своего правления он перешёл из арианства в исповедание Никейского Символа веры. При этом арианские епископы, принявшие Никейский Символ веры, сохраняли свой сан. Переход правивших Испанией вестготов из арианской ереси в православие на III Толедском соборе в 589 году положил начало замечательному культурному расцвету. Одним из проявлений этого расцвета было церковное строительство, по размаху которого готская Испания превзошла все современные ей страны Западной Европы. Хотя в 589 году вестготский король Реккаред I принял католицизм, это не сняло всех противоречий, религиозные распри лишь усилились. К VII в. все нехристиане, особенно евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

В остальном Реккаред продолжал политику, завещанную ему отцом. Войну с франками он завершил крупной победой, которую одержало готское войско под началом Лузитанского герцога Клавдия.

Правление Реккесвинта было последним относительно спокойным периодом существования Вестготского королевства. В 654 г. король Реккесвинт опубликовал первый свод законов «Либер Юдициорум». В этом своде законов отменялись все правовые различия между вестготами и коренными народами Пиренейского полуострова. Политика в отношении евреев, предусматривала вплоть до смертной казни переход в иудаизм. После его смерти началась ожесточенная борьба за власть. Выборная монархия вестготов давала неисчерпаемые для этого возможности. Власть короля ослабевала с пугающей быстротой. Кровавые междоусобные войны не прекращались вплоть до самого падения Вестготского королевства в 711 г.

Королевство вестготов пало в результате нашествия арабов. Их наступление на Европу ускорил заговор группы вестготских аристократов во главе с графом Юлианом против последнего короля вестготов Родриго.

Заговорщики обратились за помощью к властителю Северной Африки Мусе и оказали помощь при высадке арабских войск на юге Пиренейского полуострова.…Арабский полководец Тарик с вершины одинокой скалы наблюдал за тем, как к берегу один за другим причаливают корабли, наполненные сотнями воинов. Всё новые и новые отряды подобно шторму накатывались на побережье Испании. Ни Тарик, ни его воины, переправившиеся в 711 году через Геркулесовы столбы, не знали, да и не могли знать, что это событие на долгие столетия определит судьбу всей Европы. А гора, с которой арабский полководец наблюдал за высадкой своей армии, отныне будет именоваться Джебель-аль-Тарик - «гора Тарика» или, на европейский лад, Гибралтар .

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов. Причины поражения вестготов в этой битве могут объясняться недостатком времени для подготовки к сражению, скорой гибелью короля и ближайших его соратников, вероятной изменой некоторой части войска, преимуществами арабской конницы.

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Многие иудеи стали союзниками завоевателей, именно евреи открыли арабам ворота Толедо. Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. После победы Тарик должен был вернуться домой, но его терзали два желания: распространить свою религию на страну неверных и захватить легендарные сокровища царя Соломона, которые якобы находятся в районе Толедо. К 714 году мавры установили контроль над большей частью полуострова. Арабское завоевание освободило евреев от бесправного положения. В Септимании, которая была частью Вестготского королевства и подчинялась всем его светским и церковным законам, отношение к евреям было более мягким, чем южнее Пиренеев, и во второй половине VII века Септимания стала убежищем для многих иудеев, бежавших или изгнанных оттуда.

С последними годами существования вестготской державы связана легенда о короле Родерихе, его любви к прекрасной Флоринде, дочери толедского графа Юлиана. Проиграв битву с арабами, Родерих бежал с поля боя и вскоре погиб, так и не увидев свою возлюбленную. Трагедия правителя, не сумевшего защитить подданных, нашла отражение в драме великого испанского драматурга Лопе де Вега «Последний гот». Жители Толедо до сих пор помнят древнее предание и бережно относятся ко всему, что доказывает его правдивость. Гостям города непременно показывают место на берегу Тахо, там, где под навесом скалы купалась Флоринда. Более ничем не примечательный, с незапамятных времен этот участок называется Баньо де ла Кава («Купанье Кавы»). Рядом на скале возвышается башня Родриго – массивное сооружение в романском стиле, из окна которого король смотрел на прекрасную графиню.

Сегодня редко где можно встретить следы пребывания готов на португальской земле. Объясняется это их немногочисленностью и тем, что уровень их культуры находился ниже уровня культуры коренного населения. Варварский мир, столкнувшись с более развитой римской культурой, в дальнейшем многое у нее перенял

Один из сохранившихся до наших дней вестготских памятников - стены Каркасонна. Главная достопримечательность Каркассона — крепость, окруженная 52 башнями и 2 рядами крепостных стен общей длиной 3 км.

Разъединённые смутами, последние вестготские короли оказались беспомощны перед лицом нашествия, и после поражения 711 года вестготское королевство в Испании фактически прекратило своё существование. Практически все популярные статьи на эту тему сходятся на том, что в 711 году был убит Родерих, последний христианский король Испании, после чего власть вестготов сразу же пала. Но факты говорят о том, что процесс завоевания полуострова арабами оказался более сложным, чем принято считать.

Опасность надвигается

В своей замечательной книге «История мусульманских династий в Испании» историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578-1632) приводит три причины, почему произошло завоевание Испании: воля Аллаха, бесчестье, нанесённое королём Родерихом дочери владыки Сеуты Юлиана («Илиана»), и, наконец, разрушение магической силы некоего волшебного талисмана, созданного ещё «греками» для того, чтобы охранять страну от захватчиков.

Впрочем, сам историк в качестве основной причины называет не одну из перечисленных трёх, а ту, которая ему представляется наиболее реальной: то обстоятельство, что правителем Африки и дальних земель был назначен Муса ибн Носсейр.

Золотая монета короля Родериха

В Африке этот арабский завоеватель подчинил берберов, обратил их в ислам и захватил Танжер - главный опорный пункт края, где посадил своего ставленника по имени Тарик ибн Зейад, которого одни считали вольноотпущенником Мусы, другие свободным человеком из берберского племени.

Когда эти славные деяния были окончены, Муса не без огорчения «не увидел более противников, на которых можно напасть». Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари сообщает: «Когда он обнаружил, что основные города [африканского] побережья уже взяты, он написал своему вольноотпущеннику Тарику… и приказал его войску приготовиться к вторжению в землю Андалусии».

Согласно другой версии, на Андалусию натравливал арабов правитель Сеуты Юлиан. Своим новым друзьям Юлиан описывал вестготов «ослабленными внутренними беспорядками, испорченными привычкой к роскоши и длительным миром».

Традиционно передают историю о дочери Юлиана по имени Флоринда (или Ла Кава), которая прибыла к королевскому двору в Толедо. Там король Родерих влюбился в неё без памяти (согласно поздним романсам - он подсмотрел, как она моет в ручье волосы, «это чудо золотое», и потерял голову). По каким-то причинам взять её в жены Родерих не смог или не захотел. Юлиан жаждал отомстить вестготскому королю за бесчестье дочери и поэтому-то и заключил союз с мусульманами.

Арабская конница (средневековая миниатюра)

Другая, менее поэтическая, но куда более вероятная причина заключается в том, что Юлиан, очевидно, был сторонником Витицы. Как помним, после смерти короля Витицы власть перешла не к его сыну, а к герцогу Бетики Родериху, избранному знатью. Соответственно, сторонники Витицы и его наследника (или наследников) перешли в стан оппозиции и начали искать себе союзников среди внешних врагов Испании. В пользу этой версии говорит тот факт, что, пока жив был Витица, Юлиан стойко оборонял от войск Мусы доверенную ему Сеуту (крепость во владениях вестготов на северном побережье Африки), а вот после коронации Родериха Юлиан почти сразу сдал крепость арабам и сделался их лучшим другом.

В 709 году арабы высадились в районе порта Альхесирас, причём действовали они совместно с Юлианом. Но тогда ничего больше не произошло - вылазка оказалась простой рекогносцировкой.

События получили развитие через год, когда в Испанию «заглянул» отряд из четырёхсот пехотинцев и ста конников под командой Тарика, который «жаждал испытать воинское счастье». Эти пять сотен разграбили плодородную местность в районе Альхесираса, но ни одну крепость не взяли. Они лишь установили, что в стране имеется много богатств и что захваченные рабы красивы. Попробовав Испанию «на зуб», захватчики опять удалились.

Вторжение

В 711 году в Испании высадилось гораздо более значительное войско. Арабский историк перечисляет все данные, какие ему удалось собрать касательно этой высадки. Называют цифру в семь тысяч человек, и в десять, и в двенадцать. Все источники сходятся в одном: подавляющее большинство «армии вторжения» Тарика составляли берберы, а «истинных арабов» среди них насчитывались единицы: на двенадцать тысяч берберов - всего шестнадцать арабов, или на десять тысяч берберов триста арабов.

Кораблей тоже было не много: говорят, Юлиан сумел найти только четыре купеческих судна. Они-то и перевозили через пролив войско, совершив несколько рейсов.

Родерих и Тарик (миниатюра из средневекового манускрипта)

Высадка произошла 19 или 20 июня 711 года. На берегу Тарика остановила некая женщина, вдова гадателя, и сообщила ему, что Испанию, согласно предсказанию, завоюет человек, у которого на левом плече есть родинка с чёрным волосом. Тарик тотчас обнаружил у себя такой знак. Предсказание оказалось правдивым. Войско под командованием Тарика и Юлиана овладело Альхесирасом.

Далее захватчики двинулись к Кордове. Там их встретил племянник короля - одни источники называют его «Венций», другие - Теодомир (у арабов - Тудмир), которому поручено было охранять приграничье. Ценой поражения он сумел задержать продвижение противника, а к Родериху (у арабов - Лудхерику) был направлен вестник с сообщением о вторжении. Арабский историк приписывает вестнику такие выражения: «В нашу землю вторгся народ, чьи имя, страна и происхождение неизвестны мне. Я не могу даже сказать тебе, когда они прибыли - пали ли они с небес или вылезли из-под земли».

Родерих в это время находился в Памплоне - воевал с франками и с упрямыми непокорными басками. Пришлось ему оставить этого врага и обратить внимание на гораздо более серьёзную угрозу. Король отправился в Кордову и оттуда разослал письма всем вестготским властителям, призывая их забыть распри и объединиться перед лицом нашествия.

Не лишено основания предположение арабского историка о причинах, по которым некоторые политические противники Родериха замыслили предательство. Они судили о вторжении Тарика по предыдущим арабским набегам и считали, что Тарик наверняка желает лишь «наполнить руки добычей», а затем уйдёт. Так пусть же чужестранцы «разберутся» с Родерихом и таким образом избавят сыновей Витицы от узурпатора! А уж когда враги уйдут, оппозиционная вестготская знать посадит на трон того, кто будет ей угоден.

Битва на Гвадалете

Решающая битва произошла в воскресенье 19 июля 711 года в провинции Кадис. Её называют обычно «сражение на реке Гвадалете». Некоторые историки полагают, что у Родериха, несмотря ни на что, имелся шанс победить. Роковую роль для короля сыграло предательство: часть его войск оказалась подкуплена друзьями и родственниками сыновей Витицы.

При описании этой битвы пользуются, как правило, красочным рассказом аль-Маккари, забывая о том, что этот добросовестный автор обычно перечисляет все версии события, не пытаясь согласовать их между собой, и прибавляет, что как обстояли дела на самом деле - ведает лишь Аллах.

Согласно его повествованию, похожему на восточную сказку, вестготский король прибыл на поле боя в корзине с шёлковым навесом, которая была прикреплена между двух мулов. Изнеженный и слабый, он в ужасе смотрел на войско Тарика. Дело в том, что король был потрясён неким сбывшимся предсказанием. Родерих, если верить аль-Маккари, заранее знал, как должно выглядеть войско, которому покорится Испания («Андалус»).

«Битва на Гвадалете» (художник Мариано Барбасан, 1882 г., фрагмент)

Некогда - неторопливо повествует арабский автор - этой землёй владели мудрые «греки». Они «обратились к звёздам» и узнали, что лишь два народа могут нарушить их спокойную комфортную жизнь: арабы и берберы. Мудрая и прекрасная дочь властителя Кадиса, однако, обещала свою руку мудрецу, который создаст талисман, способный предохранить страну от нашествия берберов. Наиболее любознательных отсылаем к длинному и витиеватому рассказу арабского историка, а для краткости сообщим, что такой талисман был создан и хранился в королевском дворце в Толедо в особой «запретной» комнате. Каждый новый правитель вешал на дверь этой комнаты новый замок. Один только безрассудный Родерих сломал все замки и вошёл в комнату. Там и обнаружилось заклинание, помещённое внутри урны, а на стенах висели изображения вооружённых всадников, «выглядевших как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие вместо тюрбанов локоны грязных волос». Надпись гласила: «Когда будет разбито заклинание из урны, нарисованные здесь люди вторгнутся в Андалус». …Поэтому понятен великий ужас, объявший короля Родериха, когда вражеские воины оказались точь-в-точь такими, как на картине!

Родерих, согласно аль-Маккари, командовал центром своей армии, а начальство над правым и левым крылом он поручил двум сыновьям Витицы (имена не названы), в чём и заключалась роковая ошибка короля: эти двое возглавляли заговор «в надежде приобрести трон своего отца». Они-то как будто отправили к Тарику гонца с сообщением, что готовы перейти на сторону берберов со всеми войсками - при условии, если тот, подчинив Андалусию, сохранит за ними владения их отца. Тарик предложение принял.

Далее аль-Маккари передаёт, что армия Родериха исчислялась сотней тысяч всадников. Именно эту цифру любят приводить в популярных статьях: мол, маленькая берберская армия запросто разгромила сто тысяч вестготов! При этом почему-то игнорируется другая цифра - сорок тысяч, приводимая тем же скрупулёзным аль-Маккари, не отвергающим ни один из вариантов. И если отнять от сорока тысяч неизвестное нам число предателей (если верить тому же аль-Маккари, это почти две трети армии Родериха), то соотношение сил видится несколько иным.

Впрочем, следует признать, что численность армий в древности и средневековье вообще всегда довольно условна. Примем за данность, что вестготское войско было несколько больше, чем берберское; что берберы были гораздо более пассионарны, нежели вестготы, и что Родериха ослабило предательство сторонников Витицы.

Рассказ арабского историка строится на контрасте: мужественные, одетые в удобные кольчуги воины Тарика против изнеженных «варваров» в роскошных доспехах. Если прибавить к этому «погубленный талисман», то получится яркая, красивая, но вряд ли достоверная сказка.

Поединок Тарика и короля Родериха (гравюра XIX века)

Тот же историк сообщает, что Родерих в сражении был убит. Якобы Родерих просто сидел на троне под шёлковым балдахином, а Тарик нанёс ему смертельный удар в голову. Кстати, именно такую смерть приписывают Родериху популярные источники информации: очевидно, авторы этих заметок безоглядно поверили аль-Маккари.

Однако этот честный историк тут же прибавляет, что тело короля не нашли: обнаружили только любимого королевского коня, молочно-белого и под золотым седлом, а также сандалию, украшенную изумрудами и рубинами, которая застряла в речном иле. Возможно, Родерих утонул? Если Тарик зарубил короля, то как зарубленный король ухитрился бежать к реке? И если король ездил в корзине, то откуда берберам известен верховой конь Родериха?

Аль-Маккари не пытается примирить эти противоречия и не ищет им разумных объяснений, спокойно признавая, что докопаться до истины спустя столько лет практически невозможно.

Гибель королевства

Преданный в решающий момент сторонниками Витицы, Родерих действительно был разбит и с горстью воинов бежал. Преследуя отступающих, захватчики направились к Кордове. На равнинах близ Севильи произошло ещё одно сражение, и вестготы опять потерпели поражение.

Зато в Кордове Тарику оказали сильное сопротивление. Гарнизон крепости не позволял ему перейти Гвадалквивир. Поэтому Тарик часть войск оставил под стенами Кордовы, а сам совершил обходной манёвр, переправился через реку в другом месте и пошёл прямиком на Толедо, который пал. Через два месяца осады захвачена была и Кордова.

«Утонувший» Родерих в это время находился в Мериде, где собирал новые войска, намереваясь отбить у Тарика Толедо.

Тарик, в свою очередь, обратился за помощью к Мусе. В следующем, 712 году тот прибыл в Испанию с сильным войском, состоящим в основном из арабов, и повёл его к Мериде. По пути он взял Севилью и несколько других крепостей.

Осада Мериды продолжалась в течение года, но, несмотря на мужество защитников, крепость пала. Этот момент оказался переломным в психологическом отношении. Раньше сопротивление арабам было не слишком значительным, а часть гражданского населения вообще относилась к ним с симпатией: случалось, жители открывали арабам ворота городов, и захватчики, оставив незначительные гарнизоны, спокойно уходили.

Теперь же в Севилье вспыхнуло общее восстание христиан, которое распространилось по завоёванным территориям. Муса оставил в городе своего сына Абд-аль-Азиза, чтобы тот подавил мятеж, а сам направился в провинцию Саламанка, преследуя короля Родериха. Вместе с присоединившимся к нему Тариком, явившимся из Толедо, он настиг короля вестготов возле Сегоюэлы.

Король Родерих на поле боя (художник Марселино де Ункета-и-Лопес, 1858 год)

В сентябре 713 года там же произошло последнее сражение арабов с христианами, в котором последний вестготский король Испании Родерих действительно был убит. Арабское завоевание Испании завершилось.

Предатели, сражавшиеся на стороне арабов, не получили от этой победы желаемых выгод. Ни Тарик, ни Муса не склонны были оказывать покровительство этим «союзникам» и дальше, коль скоро надобность в подобном «союзе» отпала. Впрочем, известен некий граф Фортуний Тараконский, который был в первую очередь озабочен сохранением своего имущества: он охотно отрёкся от христианской религии и получил от новых господ некоторые привилегии.

Но были и другие вестготы, которые не покорились так просто: в Толедо вспыхнуло, на сей раз последнее, восстание против арабов. Муса вернулся в бывшую вестготскую столицу, принудил её к покорности и провозгласил халифа Валида I из династии Омейядов государем испанских земель. Владычество вестготов в Испании закончилось.

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

Королевство вестготов - раннефеодальное государственное образование, исторически первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Возникло в 418 году на территории римской провинции Аквитания по договору короля вестготов Валии с римским императором Гонорием. Первым королём вестготского государства иногда называют Теодориха I. Просуществовало до 718 года, когда было почти полностью завоевано арабами.

ВЕСТØОТЫ (визиготы) (лат. Visigothi), германские племена, западная ветвь готов. В 4 в. отделились от остготов, неоднократно вторгались на территорию Римской империи, основали обширные королевства в Галлии и Испании.

Вестготы были оседлыми земледельцами в Дакии (на территории современной Румынии). В 376 на них напали гунны и вытеснили за Дунай, в пределы Римской империи. Они получили разрешение жить на территории империи, но притеснения властей привели к тому, что они вместе с остготами подняли восстание и разграбили балканские провинции. В 378 вестготы наголову разгромили императора Валента под Адрианополем, убив самого императора. Более четырех лет они продолжали кочевать в поисках мест для поселения.

В 382 преемник Валента император Феодосий I Великий заключил с ними мир и поселил их в Мезии в качестве федератов. В 395 под предводительством Алариха вестготы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401. Кульминацией их походов стало разграбление Рима в 410. В том же году Аларих умер, и его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а потом, в 415, в Испанию.

В 418 патриций Констанций, позже ставший императором Римской империи Констанцием III, позволил им вернуться и поселил их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника короля Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451, можно считать первым вестготским королём.

Настойчиво стремясь расширить свою территорию, часто за счет империи, вестготы оставались на правах федератов до 475, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королём. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни, фрагменты которого дошли до наших дней. При нем Вестготское королевство занимало самую большую территорию в своей истории и простиралось от Луары до Пиренеев и нижнего течения Роны, включая большую часть Испании.

Эйриха, ярого приверженца арианства, сменил его более терпимый сын Аларих II, который в 507 потерпел поражение от франкского короля Хлодвига и погиб в решающей битве при Вуайе близ Пуатье.

В результате этой битвы вестготы лишились своих владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне; ее франки так и не смогли завоевать. Вестготы правили в Септимании и в большей части Испании со столицей в Толедо, пока в 711 их не разгромили арабы.

Вожди и короли вестготов

Династия

нач. IV в.
1-я пол IV в
сер. IV в.
363 - 370

(претендент)
370 - 380
380 - 381
382 - 410
410 - 415
415 - 415
415 - 419
419 - 451
451 - 453
453 - 467
467 - 485
485 - 507
507 - 511
507 - 531
531 - 548
548 - 549
549 - 554
554 - 567
568 - 573
568 - 586
586 - 601
601 - 603
603 - 610
610 - 612
612 - 620
620 - 621
621 - 631
631 - 636

Просмотров