Упражнения по дифференциации ч ц. Дифференциация ч—ц в словах

Цели:

Образовательные:

  • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  • формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

Цели:

Образовательные:

  1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  4. формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент (слайд 2)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

Звуки [ч] и [ц].

О каких буквах мы будем говорить на занятии?

О буквах Ч и Ц.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

5. Характеристика звуков.

6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

А верхний элемент у буквы Ч?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

7. Развитие фонематического слуха:

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

9. Пальчиковая гимнастика

Поиграем с пальчиками.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

сестрица – сестричка

лисица – лисичка

улица – улочка

рукавицы – рукавички

водица – водичка

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико

словцо – словечко

луковица – луковичка

блюдце – блюдечко

11. Дифференциация звуков в предложении

Закончите предложения. (слайд 8)

После среды наступает....

На концерте выступали……

Ручей мельче....

Пчёлы разносят цветочную....

Слова для справок:

пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

Гнездо.

У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

13. Домашнее задание. (слайд 10)

Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

Птицы кормить птенчики

Дети поливать огурцы и чеснок

Мальчик в окно стучит

Цветы в саду цвести

14. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

15. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

кольцо

курица – ____________________________

огурец – ____________________________

пуговица –__________________________

птица

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

сестрица

лисица – _____________________________

улица

рукавицы – ___________________________

водица – _____________________________

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

яйцо

перец – ______________________________

заяц – _______________________________

овца – _______________________________

крыльцо – ____________________________

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

перец – ______________________________

лицо – ______________________________

словцо – _____________________________

луковица – ___________________________

блюдце – ____________________________

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

пыльцу четверг скрипачи речки

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

У ласточки было четыре птенца.

Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

Один птенчик выпал из гнезда.


Дифференциация звуков [ц]- [ч] и букв Ц, Ч в слогах, в словах и предложениях.

Цель: формирование тического восприятия.

1). Коррекционные:

    Учить детей различать по звуки [ц]-[ч]. Учить детей выделять звуки [ц]-[ч] в слогах, словах и предложениях. Формировать навыки языкового анализа и синтеза. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление. Предупреждать дисграфические ошибки, развивать зоркость.

2). Образовательные:

    Учить детей правильно соотносить звуки [ц]-[ч] с буквами Ц, Ч.

3). Воспитательные:

    Воспитывать коммуникативные умения.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради; демонстрационные карточки с изображением букв Цц, Ч, ч; карточки с заданиями; сюжетные и предметные картинки персонажей из мультфильма «Простоквашино»; цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарим друг другу хорошее настроение и начнем наше занятие.

Первым сядет тот, кто четко повторит скороговорку « У черной курицы четыре цыпленка» (дети выполняют задание и садятся на свои места).

Основная часть. Объявление темы занятия.

Кто был самым внимательным и скажет, какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (Звуки [ч] и [ц]). Как эти звуки обозначаются на письме? (Буквами ч и ц). Вспомните, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим). Сегодня на занятии мы будем учиться сравнивать звуки [ч-ц].

    Зрительная гимнастика « Обвести буквы глазами».

Обведите буквы глазами. Голова не поворачивается, мы «пишем» только глазами.

    Развитие тактильных ощущений – дети в парах по очереди «пишут» на спинах друг друга буквы ц – ч.

А теперь посмотрите на экран. Вы узнали, из какого мультфильма эти персонажи? Давайте вспомним, как их зовут? (Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). В чьих именах мы встречаем звуки [ц] или [ч]?(Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). Помните, в мультфильме герои учили галчонка разговаривать? И научили, только галчонок путает звуки и буквы! Вы догадались какие? (Звуки [ч] и [ц]).

Почтальон Печкин прислал нам посылку с задания, чтобы мы с вами помогли галчонку научиться не путать звуки.

Итак, сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ч] - [ч] и правильно обозначать их на письме.

Работа с зеркалами. Сравнение звуков по артикуляции.

Звук «ч» - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

Характеристика звука «ч» - всегда мягкий глухой согласный.

Звук «ц» - губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Характеристика звука «ц» - всегда твердый глухой согласный.

Давайте подумаем, что общего у звуков? Чем они отличаются? Какими буквами обозначаются на письме?


Развитие фонематического восприятия.

При произнесении звука [ц] язык находится внизу, а при произнесении звука [ч] язык поднимается вверх.

Сейчас я буду называть слоги и слова со звуками [ц] и [ч]. Если услышите звук [ч], покажите соответствующий жест рукой (ладонью вверх), а если услышите звук [ц] – другой жест рукой (ладонью вниз):

Ца, цу, чу, оч, ец, чи, цо; час, почка, птица, кольцо, мальчик, зеркальце.

Вы отлично справились с заданием и помогли Галчонку.

Слоговой анализ и синтез.

Давайте посмотрим, какое еще задание прислал нам Почтальон Печкин. В конверте карточка: составьте слова из слогов, напишите их. Синим карандашом подчеркните букву ц, а зеленым карандашом подчеркните букву ч.

ки, чул цып, та, ля

коль, цо гор, ца, чи

че, дан, мо цве, чек, то

че, ня, реш лоч, бу, кА

Задание выводится на экран, дети записывают число и выполняют задание в тетрадях. Затем учащиеся читают слова, которые они составили.

Пальчиковая гимнастика.

Скажите, галчонок - это кто? (Птица).

Давайте сделаем для галчонка гимнастику.

Рассказ о птице и птенчиках.

На дереве было гнездо с птенчиками. Руки сложены одна на другую «гнездышком». «Птенчики» - пальчики шевелятся.

Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это птица, остальные пальцы – птенцы.

Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошки (трехкратное прикасание).

Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец поочередно с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев).

То же самое проделываем с другой рукой, с другим «гнездом».

Прошло время, птенцы стали большие, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли. Взмахи скрещенными кистями рук.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Дифференциация звуков в словах. Игра с мячом «большой – маленький».

Галчонок очень любит играть в эту игру и хочет, чтобы вы тоже научились играть в нее. Я кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мяч обратно и называете уменьшительно-ласкательную форму этого слова:

кольцо-колечко сестрица -

крыльцо- рукавица –

курица – луковица –

огурец – цветок -

пуговица – улица -

птица - страница –

Дифференциация звуков в словосочетаниях. Работа на карточках.

Помогите галчонку правильно написать словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

…ёрная пти…а …истое ли…о

…елебный …ай узор…атое полотен…е

…удесная певи…а …ветные картинно…ки

прото…ная води…а

Физминутка.

Выполнение движений под музыку из мультфильма «Простоквашино».

Заключительная часть. Дидактическая игра «Собери буквы».

Мы выполняли разные задания, а вы не забыли кому мы помогаем? Кто наш главный герой сегодня? (Галчонок).

Галчонок, как любая птица, любит собирать зернышки. Но наш Галчонок волшебный, он умеет разговаривать и читать. Поэтому вместо зернышек он будет собирать буквы. Если Галчонок правильно их соберет, у него получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые Галчонок будет собирать!

Первая буква, которую нашел Галчонок – Ц. Дальше он пошел влево (ы). Затем 2 клеточки вниз (П). 2 клеточки влево (Л). 3 клеточки вверх (Ё). 1 клетка вправо (Н). 1 клеточка вверх (О). 3 клетки вправо (Ч). 4 клетки вниз (Е). 1 клетку влево (К).

Какое слово у вас получилось? (Цыпленочек). Есть ли в этом слове буквы занятия? Где они стоят?

Итог занятия.

Вспомните и скажите, какие звуки встречались нам на протяжении всего занятия? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что показалось сложным?

Вы успешно справились с заданиями и получаете приз от героев нашего занятия. Галчонок передает вам спасибо за помощь в различении таких непростых звуков! Теперь и он и, и вы будете произносить без ошибок произносить звуки и писать буквы Ц и Ч.

Сталина Лазарева
Дифференциация звуков [ц]-[ч]. Конспект группового логопедического занятия (для детей 6–7 лет)

Тема : Дифференциация ц-ч .

Цель : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.

Задачи :

образовательные :

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч» , имеющих акустико-артикуляционное сходство;

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

Развитие грамматического строя речи;

Расширение словарного запаса по теме «Птицы» .

Формирование связной речи;

коррекционно – развивающие :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;

Развитие тактильных ощущений;

воспитательные :

воспитание интереса к учебе.

Межпредметные связи : математика, развитие речи, окружающий мир.

Оборудование : зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию ?

Активизируем глазки, лицо.

Сделаем психогимнастику :

Мы умеем улыбаться (улыбнуться, мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым, мы умеем сердиться (нахмуриться, мы умеем восхищаться (выразить восхищение) .

С хорошим настроением приступаем к нашему занятию .

2. Выявление темы :

Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?

Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.

Кто такая цапля? (птица)

А что значит цапнула? (схватила)

А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)

А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)

Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц )

3. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой .

Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч . Давайте дадим характеристику этим звукам :

Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с .

Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш .

Покажите букву звуков ц , ч.

Назовите звук этой буквы .

На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.

Изографы «Курица» , «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)

Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)

4. Развитие фонематического восприятия.

а) по слоговой таблице (см. приложение)

б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)

в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча , цо-чо-чо и т. д.)

г) в чистоговорках

ца-ца-ца – четыре яйца

чо-чо-чо – очень горячо

цу-цу-цу – мы ведём овцу

чу-чу-чу – пятёрку я хочу.

Физ. минутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе) .

Хомка раненько встаёт (потянутся,

Щёчки моет (руками потереть щёки и шею,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)

И выходит на зарядку (маршировка на месте)

Раз, два, три,четыре, пять (руки вверх, в стороны, вперёд)

Хомка хочет сильным стать.

5. Печатаем под диктовку слоги

1): ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.

2) отгадать загадку :

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица :

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

(Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Угадайте, что за птичка :

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Зернышко клюет,

Деток зовет :

"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! " (Курица) .

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

А зовут его скворец

(Скворец)

Над волной она летает,

Рыбу из воды хватает,

Провожает корабли

И встречает близ земли

(Чайка)

Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)

3)вставить слог ца или ча :

Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-

4) вставить буквы ц или ч : (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу) :

Води…а – води…ка

Ли…о – ли…ико

Зая… - зай…ик

Огуре… - огур…ик.

5) Составить предложения, использую картинки (скворец, чайка, цапля) .

На болоте живёт …. .

Над морем пролетала ….

В скворечнике живёт ….

6. Итог занятия .

Какие звуки и буквы мы различали на занятии ?

Назвать слова со звуками ц и ч .

Список использованной литературы.

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Владос, 1997.

3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок - Аст\ Астрель, 2008.

Логопедическое занятие « Дифференциация звуков ц-ч».

Мухутдинова Элиза Абузаровна
учитель-логопед
ГОУ БКШИ для детей с задержкой психического развития.

Цель:
1. Упражнять учащихся в различении ц-ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений.
2. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ слов;
3. Активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки самоконтроля.
4. Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы. Оборудование. Буквы ц и ч. кассы букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка «Почта», конверты с текстами загадок и картинками-отгадками, карточки с предложениями для самостоятельной работы, кроссворды, предметные картинки, мяч.

Ход занятия
I. Введение в тему занятия.
Логопед читает отрывки из стихотворений. Учащиеся слушают и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.
II. Сообщение темы занятия.
С помощью логопеда дети делают вывод о том. какие звуки они будут различать ни данном занятии. Логопед сообщает тему занятия.
- Сегодня мы будем различать звуки ч-ц.
- Какую букву обозначает звук ч?
- Звук ч обозначает букву ч.
- Какую букву обозначает звук ц?
- Звук ц обозначает букву ц.
III. Определение сходства и различия звуков ч-ц.
Логопед предлагает ученикам проверить артикуляцию ц-ч перед индивидуальным!: зеркалами, определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные глухие непарные, ц - всегда твердый, ч - всегда мягкий.

IV. Работа со слоговой таблицей.
а) Дети по очереди читают слоговую таблицу.
б) Потом логопед просит прочитать слоги только со звуком ц. а затем со звуком ч.
в) Ученик подбирает слова с подчеркнутыми слогами.
V. Анализ слов и определение места звуков ц, ч в словах.
Игра «Почта».
Нa доске игровые пособия - 2 домика зеленого (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов.
В окошках домиков цифры 1, 2, 3. 4, 5, 6 (это и есть «адрес»).
Логопед.
Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.
- Скажите, где работает почтальон?
Ученик. Почтальон работает на почте.
Логопед прикалывает к доске картинку «Почта».
Логопед.
-Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?
Ученик. Звук ч на третьем месте.
Логопед.
-На почту поступили письма с загадками и отгадками. Отгадки на картинках.
Логопед раздает конверты, в них текст одной загадки и картинки-отгадки другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Детям, которые недостаточно дифференцируют звуки ц-ч, дают тексты загадок, насыщенные этими звуками.
1 –й -. конверт Из горячего колодца через нос водица льётся.(Чайник.)
2-й конверт. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)
3-й конверт. Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик.(Перчатки.)
4-й конверт. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.(Мяч.)
5-й конверт. В доме, а дверь заперта. (Яйцо.)
6-й конверт. Длинный, зелёный, вкусный, солёный.(Огурец.)
Логопед.
Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух. Спросите у кого картинка-отгадка? Назовите, на каком месте звук ц или ч? Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.
VI. Самостоятельная работа по карточкам.
Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием.
Составьте словосочетания:
горячая бабочки
разноцветные яичница
чудесная сердечко
цветочные горшочек
чуткое цыплята

VII. Работа по карточкам.

Составьте схемы слов. Впишите буквы и прочитайте слова.


Составьте схемы слов ЗАЙЦЫ и СИНИЦА.
Впишите буквы и прочитай слова.


Найдите место согласного звука Ц

Проверьте себя: заяц, елочка, снегурочка, свечи.
Запишите слова графически

VIII. Составление предложения.
Птицы, кормить, птенчики.
Дети, поливать, огурцы, и. чеснок.
Мальчик, в, окно, стучит.
Цветы, в, саду, цвести.

IX. Закончите предложения.
После среды наступает....
На концерте выступали……
Ручей мельче....
Пчёлы разносят цветочную....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
Взаимопроверка.

X.Итог урока
Чем мы сегодня занимались? Оцените работу каждого.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Ч-С-Т-Ц

Составитель

учитель-логопед

I квалификационной категории

Ескина Лариса Ивановна

Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи.

    Не скучно Сане

свистеть часами.

    Сеня буквы изучает,

Сима азбуку читает.

    Чибис сочиняет песни,

Сочинитель он известный.

    На стене часы висят,

Но не ходят, а стоят.

День и ночь они скучают:

О починке все мечтают.

    Чайка чистит пятачок,

Чайник, печку, мяч, бачок,

Баночку, часы, посуду.

Чистота будет повсюду.

    Мечтаю я стать силачом,

Ведь силачу все нипочем.

Смельчаку и силачу

Любое дело по плечу.

    Гусь гогочет и гогочет,

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

    Учатся медведи

Ездить на мопеде.

Учатся олени

Танцевать на сцене.

Чтобы обо всем узнать.

    Целый месяц лисице

Очень плохо спится.

Мечтает лисица

Навестить куницу.

Сплетница лисица

В неведенье томится:

Зачем куница

Ездила в столицу?

    Тысячу частушек

Спела Таня Свете.

Танины частушки

Обо всем на свете:

О чистой водице,

О смелой кунице,

О чуткой медведице,

О чудесах и волшебнице.

ЧИП – ПОЭТ

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», – думает паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие легкие сети плетут паучки, какие беспечные песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает. Очень хочет он помочь кому-нибудь: часики починить, песенку сочинить, блинчиков испечь.

Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Днем к клетке подошли девочки.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? – сказали они.

Оказывается, мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ СМЫЧОК

Этой ночью у маленького кузнечика исчез смычок. Печальный сидит он на стебельке одуванчика. Из-под листочка вылез паучок.

Отчего ты в слезах?

Никто не узнает, какую чудесную музыку я сочиняю, - всхлипывает кузнечик. – У меня исчез смычок.

Пойдем к светлячкам. Они по ночам не спят, а помогают всем искать путь в темноте. Много всякой всячины находят они в ночном лесу.

Светлячки впустили гостей и показали им свои находки. Чего только нет в чемодане светлячков: чьи-то часики, сумочка, очки, мячик. А вот и смычок!

Какая удача! Я снова музыкант!

Взмах смычка, и полились чудесные звуки. Светлячки и паучок сидели на диване и удивлялись, как вдохновенно звучит сегодня музыка маленького кузнечика.

ЧИП-ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночь ткал паучок. Днем ему помогали гусеницы, а ночью – светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилось чудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЕТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок по имени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он сможет когда-нибудь полетать. «Птички летают, пчелки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.

И вот однажды сплел Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понес паучка. Чип от радости даже запел:

«Чудесный полет,

Прекрасный полет,

Вот только бы мне

Не сбить самолет».

Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! Может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил. 9

В ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят паучки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.

Просмотров