Пьяный в телеге запряженной ломовыми лошадьми. Уличные сцены в романе преступление и наказание

Тема: «Петербург Достоевского» по романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: Показать город, как фон, служащий для изображения безысходностигероев, на котором разворачиваются драматические события. Помочь учащимся увидеть Петербург как символ неблагополучной, безнравственной жизни. Указать на художественные средства, использованные автором вромане.

Т ип урока: Урок-путешествиесэлементами исследовательской работы с текстом.

Оборудование: Иллюстрации с видами Петербурга, иллюстрированный стенд«Уголок Петербурга».

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской

литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов.

III . Сообщение учащихся.

IV . Проверка домашнего задания. Учащиеся составили план о Петербурге

Достоевского, обратив внимание на психологический характер

городского пейзажа, сцены уличной жизни, многообразие

петербургских типов и др.

ПЛАН

1. Психологический характер городского пейзажа.

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2. Многообразие петербургских типов.

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч . 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

3. Груды мертвых камней (доходные места, черные лестницы).

ч. 1, гл. 1.

4. Интерьер.

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 3 – «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

5. Реальность и бред в картинахпетербургской жизни.

ч . 2, гл. 4 – «Ночь после убийства».

ч. 1, гл. 5 – «Сон Раскольникова».

6. М ечта о прекрасном городе.

ч . 1, гл. 5 – «О фонтанах думает Раскольников».

V. Слово учителя.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильёи жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихиН.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений.

Итак, отправимся в путешествие по Петербургу.

VI . Аналитическая работа с текстом по предложенному плану.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна

Раскольникова?

Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?

Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут

неприятие действительности («особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая

вон».

Зачем столько определений к слову «вонь »? Не это ли вызывает у

Раскольникова чувство омерзения?

олете, жаре, духоте… и тутже даётпортрет Раскольникова?

Какие слова показывают, что герой нерешительный? («как бы»,

«в какое-то», «что-то».)

трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

подчеркнуть Достоевский?

Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего?

Какое чувство охватилогероя?

Куда держит путь герой?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

За что ударили его?

неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние?

(«Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор?

За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние?

Что испытал он при этом?

Почему Достоевский показываетвеликолепие Петербурга в момент

унижения и оскорбления героя?

Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову?

Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же

неуютно, холодно Родиону?

Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии

города и униженном человеке ?

Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал

себя от всех»?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

Плохо, неуютно герою и «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбиеуя звлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героев в прежний мир, когда он ходи в университет и, возвращаясь домой, гулял, любовался прекрасным Петербургом.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6).

- Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

Пытаясь объяснить состояние героя, автор используетвопросительные предложения. С какой целью?

Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6).

- Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде

Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников

затрагивает прохожих?Был ли понят Раскольников?

Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной?

С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» ( ч. 2, гл. 6)

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с

моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?

Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же

поступок?

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Как получилось, что он попал подпролетку?

Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

Как отреагировал Раскольников на произошедшее ? Почему он принял

живейшее участие в похоронах Мармеладова?

Что собой знаменует смерть Мармеладова?

Промежуточныйвывод (Запись в тетради.)

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге . Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичныи равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова » (ч. 6, гл. 6)

И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек .

Каков их вид?

Из-за чего произошла ссора?

Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов ?

Найти описание природы перед грозой.

Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

Зачем и кому решает помочь Свидригайлов ?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов .

Что из себя она представляет? Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущеевпечатление?

Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым .

Каковоубранство номера (или нумера , как пишет Достоевский)?

(Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

Какой кошмар чудится ему?

Прошла ночь, наступило утро…

-Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою?

Почему?

Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность,

ненужность человека в этом мире?(собаченка , «мертво-пьяный в

Работа над эпизодом «Коморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа по тексту.

от слов: «Он проснулся…. до …. сиделбез обеда».

2. Вопросы.

Какие синонимы названия комнатки , где живет нищий студент,

использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)

Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами?

(«Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник.

з атаился, как зверь.)

Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

Уважает ли себя Раскольников?

Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Видиз окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

Какой вид открывается из окна Раскольникова?

Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?

Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом«Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова.

Отправимся и мы в жилище этого героя. Убогую обстановку помещения видит Раскольников.

Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство?

О чём оно напоминает Раскольникову?

Удобно ли в таком помещении жить семейным людям?

Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко,

где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в

проходной комнате?

Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он

впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае»

Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся

у Сонипод низким потолком сарая?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «коморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

« Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродли вые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Художественный пересказ сна.

- Что собойсимволизирует кляча ?

Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради)

Образ клячи , замученной надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне показана надрывность , которая была оправдана достоверностью жизнью, как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

Работа над эпизодом «Мечта о прекрасном городе» ( ч. 1, гл. 5.)

О фонтанах думает Раскольников. На острова, куда вышел Родион, было зелено.

Какой пейзаж изображает Достоевский?

Чем он отличается от обычного пейзажа «серединных» улиц Петербурга?

Чтоза долгое время впервые увидел Раскольников? (Цветы.)

Работа над эпизодом «Устройство фонтанов» ( ч. 1, гл. 6)

После сна о загнанной кляче он думает об устройстве высоких фонтанов. Почему?

Да, мечта прекрасна. А действительность какова? (Грязь, вонь,

гадость …)

Будет ли мечта Раскольникова когда-нибудь реальностью?

Какой художественный прием использует авторпротивопоставляя

реальность и мечту (антитеза)?

VII . Итоги.

1. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

2. Расскажитео внешнем облике людей, которые встречаются на «серединных» улицах?

3. Какое впечатление они производят на вас?

4. Каким вам предстаёт Петербург Достоевского?

VIII . Художественные достоинства романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I . Художественная деталь в романе.

· Про следим какой цвет преобладает у Ф.М. Достоевского при

описании города, интерьера помещения?

· Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на

улицах города?

· Какие запахи сопровождают повсюду героев живущих, в

«серединных» улицах Петербурга?

Вывод: Петербург- город- монстр, город – чудовище, город- хищник.

II . Слово и образ в романе «Преступлении и наказание».

· Пейзаж- фон, служащий для изображения безысходности героя,

на котором разворачиваются драматические события.

· Петербург – символ неблагополучной, безнравственной жизни

бедных людей.

· Образ клячи – символ неустроенности и достоверности жизни,

в котором нашли отражениясудьбы всех простых людей,

измученных жизнью.

· Описание интерьера помещений: «Каморка», «клетушка»,

«угол» (снимает Мармеладов), «сарай» (жилище Сони),

«гроб» (здесь обитает Раскольников).

IX . Домашнее задание.

История семьи Мармеладовых.

1.Портрет Мармеладовач. 1, гл. 2.

2.Смерть Мармеладовач. 2, гл. 7.

3.Поминкич. 3, гл. 2.

4.Смерть Катерины Ивановнач. 5, гл. 7.

Читая роман «Преступление и наказание», читатель сталкивается с одной особенностью текста: в нем постоянно встречаются зашифрованные или сокращенные названия улиц, мостов, переулков Петербурга. Зачем автор делает это? Скорее всего, это связано с тем, что цель Достоевского - представить в произведении не конкретные улицы и мосты, а типические, достичь определенного уровня обобщения. Каждая улица несет в себе черты соседних. Так или иначе, из них складывается образ Петербурга в романе, столь отличный от того, который нарисовал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику».
Символично то, что многие улицы имеют тупики; часто попадаются глухие углы и стены. Они олицетворяют жизненные ситуации героев, когда «некуда больше идти». Важен и выбор района города - Сенная площадь, окраина, центр торговли сеном, дровами и скотом. Здесь присутствует стойкий гнилой запах, многочисленные люди создают непрекращающийся шум. Слышен тут и звук шарманки. Многочисленные нищие и пьяные дополняют колорит площади. Не раз упоминается и Столярный переулок, на котором большинство домов - питейные заведения. Здесь постоянно слышны вопли, крики и ругань. Блуждания Раскольникова происходят прежде всего в этом районе, в нем же находится дом старухи-процентщицы, а также жилище самого Раскольникова.
Бродя по улицам, герой постоянно сталкивается с картинами тогдашней петербургской жизни. Вот пьяный в телеге, запряженной лошадями, пьяный солдат с папиросой, группка бедно одетых женщин… Раскольников наблюдает и сцену самоубийства: женщина с желтым лицом бросается в канаву и грязная вода поглощает ее. На другом мосту Раскольников получает удар хлыстом от смеющихся людей. Герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами и подбитыми глазами у питейного заведения. Ошеломляет его и сцена, когда «жирный франт» преследует пьяную девочку. А вот образ шарманщика, музыка которого сопровождает пение девочки в «старом и истасканном» одеянии. Все это создает целостный образ города, в котором людям нечем дышать, некуда идти. Их мучит духота, зловоние лестниц и петербургских трущоб, давит теснота дворов-колодцев.
Еще одна черта Петербурга - атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих, а иногда и убивающий человека смех. Несмотря на тесноту, люди здесь ограничены друг от друга, отчуждены. Цвет, преобладающий в описании города - желтый (символизирует у Достоевского болезненность). Петербург - это город-спрут, которое захватывает своими щупальцами жертв, чудовище, в пасти которого живут раздавленные и оскорбленные люди. В итоге образ Петербурга становится не только равноправным с другими образами романа, но и центральным (так как именно он объясняет поступки Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сони, процентщицы и других персонажей).

Главный герой – Родион Романович Раскольников, живет в маленькой коморке, с хозяйкой которой, он старается не встречаться. Вот, как-то вечером, он направляется к старухе-процентщице, Алене Ивановне. Ей Раскольников закладывает свои часы. В то же время подмечает для себя, где она хранит ключи и драгоценности, в какое время она бывает одна дома, когда нет её сестры Лизаветы. Родион задумал убить старуху, ведь этим он может помочь многим юношам и девушкам.

Направляясь домой, Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает, кем был раньше, рассказывает о своей семье, о том, что у него есть больная жена и трое чужих детей, есть родная дочь Соня, которая получила желтый билет и теперь работает проституткой. Затем Родион получает письмо матери из деревни, в котором она рассказывает о всех горестях, которые произошли с ней и сестрой Родиона Дуней. Она служила у Свидригайловых, но вынуждена была уйти потому, что к ней приставал хозяин, а жена услышала это и опозорила Дуняшу на весь город, хотя на самом деле она была не виновата. Когда его жена узнала об этом, в городе опять стали уважительно относится к Дуне. Еще Раскольников узнает о том, что Дуню хочет взять в жены Петр Лужин. Родион догадывается, что Дуня идет на это, чтобы помочь матери и брату. Родион намерен расстроить свадьбу. Раскольников отправляется к своему университетскому другу Разумихину, у него выпивает стопку водки и, не дойдя до дома, засыпает в кустах.

Там ему снится странный сон. Он маленький вместе с отцом проходит мимо кабака, а рядом стоит старая лошадь, которая запряжена в телегу. Пьяный хозяин лошади предлагает всем желающим сесть в телегу. Когда телега заполнилась, он начинает бить кнутом кобылу, но та не идет. Впоследствии, он убивает её ломом. Проснувшись, Родион задумывается о том, сможет ли он убить, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеет». И тут по дороге он встречает идущую в гости Лизавету, сестру Алены. Тем самым он узнает, что старуха дома одна. Тут еще на память Раскольникова приходит разговор, который он услышал однажды в трактире. Два человека говорили о том, что если убить старуху, то на эти деньги можно совершить много добрых дел, которые смогут загладить вину. И тут он окончательно решает, что пойдет на это убийство. Раскольников приходит домой, пришивает петлю к своему пальто, берет топор у дворника и вешает топор на петлю. Теперь он направляется к Алене с четким намерением – убить. Вот она уже поднимается по ступеням, заходит в квартиру и убивает беспомощную старушку. В процессе поиска драгоценностей, он несколько раз проверяет. Действительно ли он умерла или нет. Но тут неожиданно возвращается Лизавета, она просит Раскольникова, чтобы он оставил её в живых, но и её постигает та же участь, что и сестру. Закончив все дела, Родион незаметно скрывается. На следующий день он думает о том, как ему скрыть улики. Хозяйка квартиры обращается в полицию, потому что Родион не платит квартплату. На улице Раскольников слышит разговор о том, что старуху убили. От услышанного он падает в обморок. После этого Родион долго лежит в бреду. По делу об убийстве арестовывают простого деревенского парня. К Родиону приходит Лужин и говорит, что мать и сестра Раскольникова приедут в Петербург. Походу разговора Родион и Петр ругаются. Выйдя из квартиры, Раскольников видит, как девушка хочет прыгнуть с моста. Он тоже размышляет о самоубийстве. Затем он видит, как человека переезжает экипаж. Этим человеком был Мармеладов. Раскольников помогает довезти его до дома и отдает все деньги его жене, Екатерине, на похороны. Родион замечает, что у него с Соней много общего. Немного позже, Раскольников все-таки решается рассказать Соне об убийстве. Этот разговор подслушал Свидригайлов, который приехал в Петербург и похоронил Екатерину (она умерла от чахотки). Соня советует Родиону раскаяться и рассказать следователю обо всем.

Расследование дела немного приостанавливается. Следователь догадывается о виновности Раскольникова, но у него нет улик. Позднее, Родиона арестовывают и приговаривают к восьми годам каторги. Соня едет за ним, а Дуняша выходит замуж за Разумихина.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, – неприветливо произнесла в ответ старуха и, подумав, впустила его.

Раскольников оглядывал небольшую комнату с жёлтыми обоями и старой мебелью, косился на ситцевую занавеску во вторую комнату.

– Что угодно? – строго выговорила старушонка.

– Заклад принес, вот-с! – он вынул из кармана старые серебряные часы.

– Да ведь и прежнему вашему закладу, колечку, срок. И теперь моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь эту продать. Часы же пустяшные.

– Хоть рубля четыре за них дадите?

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Раскольников даже вскрикнул от возмущения такой низкой ценой. Но идти больше было некуда, и он согласился. Глядя на старуху, заметил про себя, что, идя за деньгами, она вынула ключи из правого кармана.

Она вернулась из-за занавески:

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц процентов с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается вперед двадцать копеек. Всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! уж теперь не полтора рубля, а рубль пятнадцать?!

– Точно так-с.

Раскольников взял деньги. Замявшись, проговорил:

– Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще папиросочницу серебряную принесу, хорошую…

– Ну тогда и будем говорить, батюшка. [См. полный текст отрывка «Диалог Раскольникова и старухи» .]

…Выйдя на улицу, Раскольников вдруг стал на месте, как вкопанный, от мысли: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Он шёл по тротуару, как пьяный, пока не остановился у распивочной. Раскольников зашёл туда и сел в грязном, липком углу. От стакана пива и сухаря голова его несколько прояснела. Вокруг виднелось несколько хмельных. Один из них был похож на отставного чиновника.

Работу выполнили:
Меньщикова Алена, Мельников Захар,
Хренова Александра, Печенкин Валерий,
Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

Раскольников идёт по улице и впадает "в
глубокую задумчивость", но от
размышлений его отвлекает пьяный,
которого провозили в это время по улице в
телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
немецкий шляпник". Раскольников не
застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным
средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
указывает на привычное отношение петербургской публики к
"униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
грошей на улице".
Художественные средства направлены на усиление чувства
одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
Петербурга.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
и истасканное»).

В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
(«большая группа женщин толпилась у входа, иные
сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
своем бедственном положении и рады поглазеть на
происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
собравшимся на мосту.
Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
"Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
увиденного.

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
ужасна и непредсказуема.
Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
Любовь и Бога.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Вывод:

Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
Петербург душит, угнетает и ломает личность.
Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Просмотров