Почему равнодушные люди опасны. Почему равнодушие может быть губительно для души человека? (ЕГЭ по русскому)

Однажды вечером

В редакцию позвонила взволнованная читательница Оля и вот что рассказала.

— Девять вечера. Улица Киевская. Темно. Кругом пустынно. Выхожу из маршрутки. Вернее, пытаюсь из нее выйти. Шагаю со ступеньки и резко падаю на асфальт. На глазах пассажиров. Их там много было. Плюс еще и кондуктор. Последняя хоть бы поинтересовалась самочувствием пассажирки! Нет. А у меня резкая невыносимая боль! Мгновенно начинается отек стопы. Хоть бы до лавочки довели. Но ни один человек не шевельнулся, чтобы помочь мне! Вопиющее равнодушие.

И вот дверь маршрутки, как ни в чем не бывало, захлопывается. И я остаюсь на темной остановке одна. Никому такого не пожелаешь.

Рассказала я о случившемся транспортникам. Они мне: а чего вы хотите? Я им в ответ: человеческого отношения. Спросили бы: может, вас довезти? У меня растяжение сухожилий. Хожу теперь с трудом. Очень медленно.

Такое равнодушие потрясло меня до глубины души. На него сейчас многие жалуются. А ведь сами же в его процветании и виноваты. Драку видишь — позвони в полицию, кому-то плохо — в «скорую». Видела однажды, как мужчину на улице ногами пинали. А народ стоял и делал вид, что ничего не замечает. Я полицию на ноги подняла, «скорую помощь» вызвала. Разве можно поступить по-другому?

Ведь рано или поздно каждый из нас может столкнуться с черствостью. При таком отношении к происходящему шансы на подобное увеличиваются.

Что-то с нашим обществом происходит. Понимаю, с работы народ едет уставшим. Хочет скорее домой попасть. Но ведь это не значит, что можно быть равнодушным! Нужно чаще поднимать эту тему. Хорошо, что ваша газета как раз и откликается на человеческие отношения. На мой взгляд, этим она и отличается от других. Меня поразила история, произошедшая с девушкой («Наедине со всеми», «СГ» от 28.06.14), за которой увязывается хулиган. Она укрывается от него в подъезде и начинает звонить во все двери, надеясь на помощь. Но никто не открывает. Хорошо, если боитесь, не открывайте. Но вызовите полицию. Неужели трудно?

И еще хочу сказать об одном. Меня возмущает, когда люди вместо помощи человеку начинают снимать его на видео. Хулиганы, например, избивают пожилого человека. А кто-то вместо отпора негодяям достает видеокамеру… Просто слов нет.

Синдром тети Нади

— Когда-то в нашем подъезде жила довольно надменная соседка тетя Надя. И школьникам от нее доставалось больше всех. Она смотрела на нас с нескрываемым презрением: очередная шпана подрастает, — вспоминает моя собеседница Марина. — Проходилась и по нашим родителям: от таких негодных «яблонь» — сплошные червивые «яблоки». Ее сыновья, Мишка и Виталька, разумеется, были не в счет. Пальцы обеих рук тети Нади унизаны кольцами. И всем своим видом она показывала, что ни один из соседей ей просто в подметки не годится.

Почему она себя считала лучше остальных, я долго не понимала. Но со временем ситуация стала проясняться. После того, как услышала разговор двух других соседок. Говорили они о тете Наде. О ее чудовищном поступке.

На лестничной площадке вместе с ней жила тихая и безответная учительница младших классов Любовь Николаевна. Тетя Надя с ней никогда не дружила, но когда та заболела и слегла, вдруг к ней зачастила. Поговаривали, что учительница неизлечимо больна.

Я думала, что в нашей суровой и непримиримой ко всем соседке пробудились человеческие чувства. Но, увы, причиной тому оказалось совсем другое. Тетя Надя забрала у больной все ковры и драгоценности, аргументируя это тем, что той все равно уже ничего не пригодится…

А когда соседки вопросительно останавливали взгляды на перстне, появившемся на ее руке, она небрежно бросала им:

— Уход дорогого стоит.

На пальце тети Нади сиял перстень учительницы. Моя мама, узнав об этом, расстроилась. Ей было известно, что для Любови Николаевны он был особо дорог. И она с ним не расставалась долгие годы.

Пользуясь беспомощностью соседки, тетя Надя поторопилась вынести из ее квартиры все самое ценное. Какие же безжалостность и равнодушие жили в этой женщине! Хорошо еще, что тетя Надя не успела оформить на себя чужую квартиру. Вовремя приехал племянник Любови Николаевны. Но скандала устраивать не стал. Ухаживала, так ухаживала. Несмотря на то, что «доброта» соседки обошлась неизмеримо дорого.

Тетя Надя всегда сидела на лавочке возле подъезда. И непонятно было, когда она только занималась всеми остальными делами. Соседки обходили ее стороной. Ребятня посматривала с опаской. Она никогда ни за кого не заступалась. Помню, как на Валерку с нашего этажа напал незнакомый мальчишка на целую голову выше него и стал дубасить. Тетя Надя, невозмутимо лузгая семечки, даже пальцем не пошевелила, чтобы остановить драчунов. Валерка, как и многие другие, был, по ее выражению, быдля-чьим отродьем. И у них, мол, просто такой образ жизни.

Но зато какой скандал она всем закатила, когда ее сыночек Мишка вернулся домой с подбитым глазом! Угрожала, что со всеми обязательно расправится. Поднимет все связи в милиции. И жалкие людишки волком завоют.

Но выть со временем пришлось самой тете Наде. Ее младший Виталик, после того как маманя стала отпускать его от себя на более длинное расстояние, связался с одной компанией. Парнишкой он был неплохим. Но слишком наивным и слабохарактерным. Дружить с мальчишками нашего двора мать ему не позволяла: не пара они тебе. А я точно знаю — нормальные. И за нас, девчонок, всегда заступались. И своих друзей в обиду не давали. А Виталик, вырвавшись на свободу, в такое вляпался. Просто в мгновение ока. Сначала познакомился с симпатичной девочкой, а потом с ее друзьями. Стали собираться в квартире парня, родители которого на все лето укатили на дачу. Дома он оставался один. Вот лилось там рекой пиво. Гремела музыка. А потом появилась наркота. Виталик поначалу от нее отказывался. Но после того как девочка назвала его слабаком, попробовал. Потом последовал второй, третий раз. По наклонной парень покатился быстро и без остановок.

К каким только наркологам не водила его тетя Надя, помочь сыну никто не сумел. Возила к знахарке в деревню — тоже без толку.

Задушевные беседы наших мам с парнем тоже ничего не дали. Ничего, кроме дозы, Виталика уже не интересовало. Вынес из дома все что мог. И тетя Надя уже перестала блистать своими перстнями.

А однажды в подъезде раздались страшные рыдания. Младшего сына у тети Нади больше не было. А старший давно жил на севере.

После смерти Виталика тетя Надя совсем сдала. До лавочки доходила с трудом, опираясь на палочку. И все пыталась остановить молодежь, пробегающую мимо: «Купите мне, пожалуйста, хлеба!» Она обращалась за помощью к тем, кого так презирала. Потом у прежде грозной соседки случился инсульт. Соседи, сказав, что бог ей судья, все-таки решили оставаться людьми. Стали за тетей Надей присматривать. А та плакала и просила у всех прощенья…

Равнодушие - страшное явление. Оно губит не только тех, к кому равнодушны, но и тех, кто равнодушен, ведь наши чувства оказывают огромное влияние на нас и наши судьбы. Мне кажется, каждый сам выбирает, быть ему холодным человеком, или с трепетной душой: даже полно испытав на себе несправедливость жизни, можно остаться милосердным, способным к состраданию и благим делам человеком. К сожалению, число таких людей все уменьшается, отчего и ожесточается мир. Это очень опасно для человечества, ведь если исчезнут такие люди, исчезнут и добро, искренность, великодушие. Проблема равнодушия – животрепещущая проблема, и она отражена и на страницах литературы.
Вся литература посвящена человеческим чувствам, один из великих мыслителей даже прозвал ее «человековедением» , и чувство равнодушия с его последствиями не прошло мимо. Произведения Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» - яркий тому пример. Этот рассказ отчетливо показывает, к чему в итоге приводит равнодушие к близким людям. В данном случае это равнодушие Насти к своей матери, Катерине Петровне, которая очень остро нуждается в ней, ее любви, поддержке, заботе. Но Настя только присылает раз в два–три месяца деньги, не подозревая, что не деньги смогут удовлетворить ее самую главную нужду. Не проявляет настоящую заботу Настя и в письмах, она лишь оповещает ее о своей глубокой занятности, которая, в свою очередь, и не была-то занятостью. О псевдо - занятости говорит то, что Першин восторгается заботой и ответственностью Анастасии Семеновны: можно было не браться за молодого Тимофеева, а поспособствовать «благоустройству» Катерины Петровны, нежели художника. Когда курьер передает Насте письмо с вещанием о скорой смерти матери, она плачет не по этому поводу, а от смущения, вызванного аплодисментами. Чувство вины усиливается под насмешливым взором Горького и, не выдержав, она все-таки покидает выставку, но поздно. Поздно, потому что она всегда думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», и ей все лень поехать к на родину, она эгоистична, не понимает, как тяжело матери одной в Заборье, в то время как чужие люди, Манюшка и Тихон, жалеют и помогают старушке. На похороны Настя не успевает, она оплакивает Катерину Петровну всю ночь в пустой, темной комнате, которую покинула жизнь. Это ее приговор, приговор за невнимательность и равнодушие по отношению к самому важному человеку на свете.
Таким образом, равнодушие убивает человека, убивает его душу, веру, способность чувствовать. Читая такие рассказы как «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского еще раз понимаю, что нужно беречь и любить своих родных, в повседневной суете не забывать о них, звонить, писать, приезжать к ним и, конечно же, помогать им в старости.

Равнодушный человек или «пофигист» - персонаж, отлично дополняющий картину сегодняшнего мира и даже претендующий на статус «положительный». Задавшись какой-нибудь целью, он способен сконцентрироваться на ней до такой степени, что остальные сферы его жизни (включая заботу о благе близких) отойдут на второй план.

Эта способность в современном социуме называется целеустремлённостью (некоторые психологи называют её относительным пофигизмом) и считается положительным качеством. Абсолютный «пофигист» от относительного отличается тем, что безразличен не только к потребностям других людей, но также и к своим собственным.

Идеальной формой равнодушия считается разумный «пофигизм». Привлекательность этой формы безучастия в том, что, независимо от того, какое впечатление о себе оставит, равнодушным он останется в любой ситуации, «не замечая» негативных событий. Но если он всё-таки заметит нечто негативное, то не придаст этому значения.

Социологи называют равнодушием сознательный отказ человека от участия в переменах, касающихся не только его собственной жизни, но и жизни общества. Равнодушный не переживает о других, склонен к бездействию и постоянно находится в состоянии апатии.

Равнодушие свойственно многим людям и не возникает без причин. Один равнодушный человек с детства получал всё, о чём пожелает, вырос эгоистом, привык думать только о себе и ему наплевать на остальных. Другой, воспитанный в атмосфере взаимоуважения, но оказавшийся в ситуации, когда на сделанное им добро ответили злом, потерял веру в справедливость и умышленно закрывает глаза на чью-то жестокость.

Люди, относящиеся ко второму типу, не желая, чтобы неприятная ситуация повторилась снова, отстраняются от происходящего и часто проходят мимо жестокости. Но есть ещё и третий тип людей. «Каждый получает то, что заслужил. Вмешиваясь, я мешаю им исправить то, что натворили их предки или они сами, в своих прошлых жизнях», - таков ход их мыслей.

О причинах равнодушия

Одной из причин равнодушия может быть психическое расстройство - состояние, находясь в котором, человек не умеет проявлять эмоции. Сострадание - чувство, недоступное для его понимания. Таких людей часто называют прагматами, флегматиками, сухарями, но обидными словами невозможно изменить ситуацию, особенно если причина расстройства психики - серьёзная физическая травма.

Не менее опасны подростковые психологические и телесные травмы, полученные из-за любовных переживаний. Юный, но равнодушный человек, даже единожды испытавший сильную душевную (или телесную) боль, может навсегда разувериться в людях.

Дефицит ласки и тепла, испытанный в детские годы, - тоже неплохой «строительный материал». По статистике, большинство безучастных людей были «недолюблены» в детстве.

«Люди, оставайтесь равнодушными!» (девиз психопата)

Специалисты из области психиатрии слово «равнодушие» часто заменяют медицинскими терминами «апатия» и «отрешенность». Стоическое спокойствие, свойственное равнодушному человеку, официальная медицина считает серьёзным психическим отклонением.

Апатия - это психологическое расстройство, подстерегающее абсолютно всех, - и счастливчиков, и неудачников. Она может возникнуть у любого человека, независимо от его психологической и материальной состоятельности. Основной причиной апатии, а, следовательно, равнодушия, некоторые медики называют скуку. Именно от скуки, считает группа специалистов, не застрахованы даже самые счастливые семьи, имеющие работу своей мечты и воспитывающие талантливых и послушных детей.

Также причиной недуга может стать усталость - как эмоциональная, так и физическая. Равнодушный человек часто страдает от приступов он депрессивен, не заводит знакомств и не строит планы. Собственная жизнь кажется ему унылой и бесполезной.

Весёлого и общительного человека в равнодушного и апатичного может превратить ситуация:

  • когда он долгое время находится в напряжении;
  • не имеет возможности отдохнуть;
  • пережил смерть близких людей или увольнение с работы;
  • когда равнодушный человек, хуже других адаптируясь в социуме, стыдится своих естественных потребностей;
  • страдает от непонимания со стороны окружающих;
  • находится под давлением человека, от которого зависит;
  • когда он принимает гормональные препараты.

Психологи советуют искать причины равнодушия во внутреннем мире больного - там, где «обитают» все его обиды и желания. Специалисты из области психологии рассматривают безразличие как способ защититься от стресса и негатива.

Многие люди, страдающие психологическими расстройствами, умышленно надевают «маску» безучастности в надежде закрыться от враждебного мира, который так долго отвергал их.

Равнодушие глазами философа

Философы рассматривают равнодушие как моральную проблему, в основании которой - утраченное осознание значимости каждого человека как уникального индивида. Постепенно превращаясь в орудие для достижения собственных целей, рассматривая друг друга как товар, люди сами становятся вещами.

Ещё Бернард Шоу говорил, что высшая степень бесчеловечности - это равнодушие. Именно равнодушие заставляет людей совершать отвратительные поступки - или не замечать их. Это страшное явление, которое носит глубоко личный характер и, скорее всего, является врождённым качеством человека, которое успешно культивируется обществом.

С характеристикой Б. Шоу не согласиться очень сложно: равнодушие становится молчаливым пособником самых ужасных события на земле. Оно может коснуться судеб отдельных людей, целых семей - и достигать поразительных, колоссальных масштабов!

Тема равнодушия затрагивается в произведениях многих отечественных и зарубежных писателей - в частности, О. Уайльд в «Портрете Дориана Грея» показывает, каким жестоким делает человека равнодушие. Конечно, речь идёт о сцене, в которой Дориан отвергает влюблённую в него актрису театра, и та погибает, не выдержав холодности любимого.

Подобная судьба постигает и - персонажа повести А. Куприна « ». Долгие годы любящий замужнюю женщину, Желтков не смеет подойти к ней, потому что считает себя недостойным её - а ещё понимает, что у этой любви не может быть совершенно никакого продолжения. Единственная вольность, которую он себе позволяет, - послать подарок на именины Веры, своей возлюбленной. Он не просит её отвечать и ничего от неё не ждёт - лишь тихо обожает героиню своих душевных терзаний.

Герой погибает, не выдерживая равнодушного, а потому жестокого отношения со стороны окружения Веры - и её в какой-то степени согласия с этим. Так, Вера Николаевна старается заступиться за Желткова, тихо прося мужа не показывать юмористический альбом с карикатурами на своего тайного обожателя, однако позже, когда брат и муж решаются вернуть браслет поклоннику. Впрочем, если Василий Шеин проявляет сочувствие к несчастному Желткову, то брат Веры, Николай, остаётся совершенно чёрств к душевным терзаниям героя.

В какой-то степени равнодушие становится причиной серьёзной болезни Олеси из одноимённой купринской повести. Любовь заставляет Олесю, которую недолюбливают местные и считают ведьмой, отправиться в церковь, где на неё нападают бабы - но никто, ни один из присутствующих на площади не вступился за честь девушки.

Однако ярче всего проблема равнодушия отразилась в повести А. Куприна «Яма». Это сложное произведение, изначально отрицательно принятое публикой и считающееся едва ли не порнографическим, является едва ли не единственным в творчестве писателя, где равнодушие - а вместе с ним и малодушие - становятся, пожалуй, основной темой.

В первую очередь стоит отметить отношение к «девицам» всех заведений: ни мужчины, ни владелицы домов, ни гордая и надменная экономка не видят в девушках людей. Так, в самом начале повести несчастная Паша падает в обморок, а после с ней случается истерика - однако владелица публичного дома Анна Марковна вновь отправляет её к гостям, как только девушка немного приходит в себя. Ей чуждо сочувствие к «работнице», она совершенно равнодушна к её проблемам, ведь волнует её только одно - прибыль.

Целый монолог, посвящённый потребительскому и совершенно равнодушному отношению к девушкам, произносит главная героиня повести Женя. Она поражается потребительству со стороны мужчин, их глупости. Именно это равнодушное отношение толкает девушку на страшное преступление - она начинает мстить «гостям» публичного дома, заражая их сифилисом. Лишь одного юношу она пощадит - пощадит потому, что увидит, что он ещё не дошёл до той стадии, когда мужчина превращается в равнодушное животное, не способное на человеческие чувства. Итог жизни героини очень трагичен - она погибает.

Без сомнений, все герои купринских произведений, столкнувшиеся с проблемой равнодушного отношения окружающих, приходят к гибели - и это, пожалуй, одно из самых страшных последствий людской бесчувственности.

Я открою вам страшную тайну! Есть на свете оружие массового поражения, которое бьет безошибочно и точно. И убивает наповал. Это равнодушие!

Это удивительно, но факт. Причем в глобальных масштабах это тоже действует.

Что же касается человека, то ничто так не унижает, не возмущает и не разрушает его, как равнодушие окружающих.

Как вы думаете, почему совершаются на свете страшные, эксцентрические, чудные, странные поступки? Почему люди сходят с ума от ? Почему происходят войны, в конце концов? Причина одна – инициаторам и разжигателям всего этого безобразия не хватает внимания к их персоне.

Ведь что такое внимание? Это обозначение твоего присутствия в мире. Пусть это даже будет негативное внимание, гнев или возмущение. Все равно! Ты будешь замечен. А значит, получишь некую долю социальных поглаживаний или шлепков. Ту человеческую энергию, которая даст тебе силы жить.

«Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие. Вот истинно вершина бесчеловечности. В конце концов, моя дорогая, если присмотреться к людям, ты сама удивишься, до чего ненависть похожа на любовь» . Бернард Шоу.

Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. А все потому, что и любовь, и – это мощные энергии внимания к вашей личности. То есть то, чего требует ваше существо.

Иногда равнодушие окружающих может оказаться стимулом к развитию. Оно заставляет человека из кожи вон лезть, чтобы доказать свою значимость. Скажите честно, неужели вы никогда ничего не делали, чтобы доказать, что вы умнее, красивее, хитрее, добрее? «Я вам докажу, вы еще поплачете без меня, я вам еще покажу!» - вертится иногда в голове. Знакомо?

Смею утверждать, что большинство человеческих поступков замешаны именно на этой мотивации: «Хочу, чтобы меня заметили!» «Посмотрите на меня!» «Видите, какой я хороший (смелый, умный, мудрый, красивый и т.д.)!»

Одна из ведущих человеческих потребностей связана с признанием. Мы жаждем того, чтобы окружающие заметили нас. Оценили. Приняли в свою стаю. Полюбили, в конечном итоге. Нам хочется быть любимыми!

Иногда для того, чтобы испытать это чувство, пусть оно даже будет обманным, мы готовы унижаться и просить. Попадать в зависимость и забывать о собственных потребностях, посвящая себя тому, кого мы любим. Но попробуйте честно ответить на вопрос: «Вы это делаете для него или для себя?» Только честно. Даже в любви мы зачастую ориентированы на собственные переживания, собственные жертвы, которые обязательно должны вознаграждаться. А если не вознаграждаются и любимые проявляют к нам равнодушие или невнимание, мы страдаем.

О, это поистине страшное оружие. Причем во всех смыслах. Можно даже сказать, что это страшное дьявольское оружие, с помощью которого люди способны уничтожить саму жизнь (если будут равнодушны к проблемам Земли).

Что мы знаем о равнодушии?

Во-первых , равнодушие страшнее ненависти. Это самое жестокое оружие, которое только можно придумать. Если вы не знаете, как победить своих врагов, вы можете убить их простым и доступным способом. Игнором. Полным и окончательным. Таким, который автоматически превращает живого, теплого человека в пустое место. Даже не в труп, а просто в ничто. Помните, что это очень жестокое и бесчеловечное оружие.

Во-вторых , способствует распространению зла. "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство." (американский поэт Ричард Эберхарт).

В-третьих , равнодушие – это убийца. Оно уничтожает желания и мечты. Безразличный превращается в живой труп, которого ничто не держит на этой планете. Как правило, такие люди умирают.

Равнодушие к человеку со стороны окружающих может привести к его болезни и смерти. Особенно если ему не удается завоевать внимание, даже отрицательное. И не умея добиваться положительного внимания и любви, каждый изгой изо всех сил будет стремиться достичь хоть какого-то, пусть даже обратного эффекта. Потому что это тоже результат, доказывающий ему, что он существует!

В-четвертых , равнодушие как способ уйти от бренности существования в ничего общего не имеет с равнодушием-пустотой, о котором идет речь в этой статье. Так называемое просветление, освобождение от мыслей и страстей, пустота, к которой стремятся буддистские монахи - есть лишь способ наполниться высшим смыслом. Но никак не равнодушие.

Не создавайте пустоты

Всем известно правило сообщающихся сосудов? Закон заполнения пустот требует того, чтобы пустоты не было. Если мы ее создаем, мы убиваем сами себя. «Есть два способа убить себя – самоубийство и безразличие» . (Джонатан Коу).

Поэтому применяйте это страшное оружие очень осторожно. Да, конечно, на какое-то время можно послать в игнор всех своих виртуальных или реальных обидчиков. Но пройдет время, и пустое место может заполниться новыми троллями. Поэтому равнодушие – лишь временный, тактический ход. Сигнализирующий тому, кто плохо себя ведет, что он неправ.

Многих людей держит в тонусе жизни один только внимательный взгляд совершенно чужого человека. Подумайте об этом. И посмотрите вокруг этим внимательным и добрым взглядом.

Основной нашей стратегией должна оставаться А ей равнодушие не свойственно по определению.

Просмотров