План-конспект занятия по квиллингу "Квиллинг. Будем знакомы" план-конспект занятия (2 класс) на тему

Анна Лата
Конспект занятия по квиллингу для детей старшей группы

Конспект занятия по художественному развитию детей старшей группы

Цели :

Обучающая :

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинг .

Ознакомить детей с техникой выполнения квиллинга .

Развивающая :

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая :

Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока :

Плакаты

Образцы объектов труда

Инструкционные карты

Оборудование и инструменты : бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.

Методы обучения :

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов самостоятельная работа

Формы организации урока :

Работа в малых группах ,

Защита и презентация своих работ.

Словарная работа :

Квиллинг ,

Бумагокручение,

Бумажная филигрань,

Бумажное кружево.

Тип занятия :

Изучение нового материала, занятие - творчества .

Ход урока:

Организационная часть

Сообщение темы занятия :

Интересный материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее распространенными видами бумажной пластики являются : японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами, торцовая, скульптурная, ленточная пластики. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг .

Изучение нового материала :

Квиллинг - основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, и других видов пластики искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение - это искусство получило, когда оно "переехало" на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластинки новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьез увлекалась искусством квиллинга , и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелый фолиант, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать ее по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Начнем с азов :

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Он продается в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3 мм , но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7мм) .

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Пинцет. Для укладывания мелких деталей.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.

В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма - круг.

Для того чтобы лепестки цветка были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы : квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы. Выступая элементами композиции, эти фигуры могут представлять листья деревьев, цветы, подсвечники и многое другое. Существует множество типовых фигур, но вы всегда сами можете придумать новые (Приложение 1) .

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину. Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг .

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Сердцевина цветка может быть махровой. Для создания такой сердцевины используется полоса бумаги, мелко надрезанная, с одной стороны. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов.

Тренировочные упражнения.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать "каплю", "глаз" и другие формы.

Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с ножницами : Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Самостоятельная работа детей .

Дети работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж воспитателя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы) проверка организации рабочих мест детей ;

проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным детям.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Выставка работ детей .

Заключительное слово воспитателя.

Вот и подошло к концу наш необычное занятие . Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии ? Чему учились? Что понравилось на занятии ?

Тема: Квиллинг: волшебные завитки. Объемная аппликация «Цветок».

Цели :

Создать условия для активной совместной творческой деятельности учащихся в различных учебных ситуациях посредством технологии сотрудничества;

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги;

Научить делать объемную аппликацию из бумажных полос;

Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму;

Воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;

Формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

Развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.

Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей.

Объект труда : объемная аппликация «Цветы».

Оборудование:

для учителя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветы», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, фломастеры, салфетка, ТСО-мультимедиа.

для учащихся : картон, бумажные полоски, клей,зубочистка, салфетка, фломастеры.

План

1. Вводная часть: (5 мин)

Приветствие.

Организация рабочего места.

Повторение правил безопасности при работе, с клеем.

2. Основная часть: (30 мин)

Сообщение темы.

Беседа учителя «Техника квиллинг».

Анализ изделия.

Гимнастика для пальцев рук.

Подготовка деталей.

Физминутка.

Алгоритм выполнения. Сборка.

3. Подведение итогов. Выставка (коллективное панно) . (10 мин)

Уборка рабочего места.

Ход занятия

I. Вводная часть:

1. Приветствие .

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня всех успех.

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Ребята у нас с вами сегодня занятие по внеурочной деятельности «Город мастеров». Но сегодня оно еще необычно тем, что гости будут работать вместе с вами. В конце занятия полюбуемся и на их поделки.

Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Волка ноги кормят. Всякая работа мастера хвалит. Глаза страшатся, а руки делают. Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает, тот и не ест.)

- «Без труда ничего не дается», - гласит народная мудрость.

Какое настроение у вас в начале занятия?

Мотивация на занятие (повторяют за учителем)

Мы готовы к занятию

Мы внимательны

Мы успеем сделать всё

У нас хорошее настроение

Всё будет хорошо.

Я думаю, что в конце занятия, когда вы увидите результат своего труда,у вас будет хорошее настроение. Желаю всем успеха.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Давайте проведем проверку готовности к работе. Проверять будем, отвечая хором на мои вопросы. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

1.Толстая и очень твердая бумага (картон)

2.Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)

3.Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)

4.Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)

5.Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов (зубочистка)

Молодцы. У всех всё на рабочем месте? Чтобы четко и правильно выполнять работу нужно соблюдать определенные Правила

    С какими правилами вы знакомились на уроках технологии и внеурочной деятельности? (с правил а ми рабочего человека, правилами работы в группе и правилами безопасности)

А какие правила рабочего человека?

Правила рабочего человека

    Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.

    Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи

    Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

    Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

Работайте дружно.

Правила работы в группе:

    слушай,что говорят другие.

    Делай выводы об услышанном, задавай вопросы

    говори спокойно, ясно, только по делу

    анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки

    помогай товарищам,если они об этом просят

    точно выполняй возложенную на тебя роль

    Сегодня на занятии нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем) (слайд)

при работе с клеем пользуйся кисточкой,если это потребуется

бери то количество клея,которое потребуется.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой(салфеткой)

    кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом

II. Основная часть

    Сообщение темы урока:

Сегодня, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой- аппликацией. Видов аппликаций много. Мы будем работать с видом «объемная аппликация», которая достигается при помощи техники работы с бумагой, «скручивание», эта техника называется – квиллинг. Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги. (слайд)

    Беседа «Квиллинг»

Слайд Квиллинг - это одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Именно с помощью этого ремесла, мы начнем творить такую желанную красоту.

Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего занятия: повторить и научиться технике скручивания бумажных полосок.

Слайд - А начинается все с закручивания полосок бумаги и создания небольших по размеру спиралек, из которых складываются такие красивые композиции.

Аппликации из квиллинга не погладишь рукой; они не плоские.

Почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)

Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение.

Слайд Основные элементы

Слайд Итак: Объектом нашей работы будет аппликация «Цветы».

3. Анализ изделия

Взгляните на эту работу: лепестки выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

Все заготовки для создания композиции – «капли», «шарики», – выполнены способом кручения.

Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой.

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

4. Гимнастика для пальцев рук «Колокольчик».

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

5. Подготовка деталей :

Итак: наше рабочее место готово.

Предлагаю нашим гостям тоже поработать с нами и составить аппликацию.

Слайды – Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».

Еще одна деталь-«капелька»

Итак: мы научились делать детали.

Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

6. Физминутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

7. Алгоритм выполнения работы.

Сейчас закройте глаза, представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза. Мы должны заготовить 1 шарик и 5 глазиков или капелек.

Алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок» у вас на столах

Вы будете работать в группах, выберите лидера.

Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы.

    Есть вопросы?

    Приступайте к работе, строго выполняя наш алгоритм. Самостоятельная работа учащихся.

Целевые обходы учителя :

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

    Контроль объема и качества выполнения работы.

III . Подведение итогов. Выставка работ .

1. Заключительное слово учителя.

Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

2. Итог занятия. Выставка работ.

Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия (коллективное панно). Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликацию, цветы, непохожие друг на друга. И всё это своими руками. И не надо рвать цветы в лесу, чтобы иметь такую красоту у себя дома!

Какие красивые цветы украсили наш класс! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием.

А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

Давайте теперь послушаем наших гостей. (Обсуждение)

Спасибо всем!

Практическое использование работы: коллективное панно для выставки.

Самоанализ занятия «Квиллинг: волшебные завитки.

Объемная аппликация».

Занятие проходит в рамках проведения внеурочной деятельности «Город мастеров» (3 класс) раздела «Работа с бумагой и картоном». Выбор темы обусловлен тем, что занятия детей квиллингом очень актуальны, так как нацелены на решение следующих проблем: - проблема первая - слабое развитие мелкой моторики рук у детей;

Проблема вторая - слабая творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка;

Проблема третья - неумение детей договариваться между собой;

Тема: Квиллинг – волшебные завитки. Объёмная аппликация «Цветы»(1занятие – 45 мин)

Класс: 3

Технологии: ТСО-мультимедиа, технология сотрудничества

Методическая цель: технология сотрудничества, как средство развития коммуникативных и регулятивных УУД у младших школьников.

Планируемые результаты: продолжить знакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой, с техникой «скручивание», познакомить с историей квиллинга; научить делать объёмную аппликацию из бумажных полос;

развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму, развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы;

воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе; формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы.

Метапредметные: развивать универсальные учебные действия.

Личностные: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, развивать эстетический вкус, бережное отношение к природе,

Познавательные: творческий подход к работе, ознакомление с историей возникновения квиллинга, научиться технике квиллинг и выполнить объёмную аппликацию из полосок, действовать согласно алгоритму, соблюдать правила техники безопасности и правила рабочего человека, самоконтроль, подвести итог выполненной работы.

Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей.

Регулятивные : умение работать по составленному алгоритму, делать итог выполненной работы.

Занятие нацелено на формирование теоретических и практических навыков работы с бумагой, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети продолжают знакомиться с видом творчества квиллинг, страницами истории. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывают аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание занятия включены: гимнастика для пальчиков, физкультурная пауза. Результат урока групповые работы (коллективное панно) с индивидуальным учётом мнений и способностей каждого ребёнка.

Оптимальный темп занятия позволил выполнить все запланированные этапы урока.

Использование мультимедиа на уроке позволило поддержать познавательный интерес и активность учащихся на протяжении всего урока. Использование ИКТ экономит время, вносит элементы занимательности в учебный процесс.

    1. Выбрать цвет полоски для цветка

    2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

    3. Скатать тугой ролл для середины цветка

    4. Собрать свой цветок, склеить его

    5. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Алгоритм выполнения сборки аппликации «Цветок»

    1. Выбрать цвет полоски для цветка

    2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

    3. Скатать тугой ролл для середины цветка

    4. Собрать свой цветок, склеить его

    5. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Конспект занятия

для группы 3-го года обучения

Соловьева Татьяна Евгеньевна, педагог дополнительного

образования МОУДОДСЮТ г. Ейска МО Ейский район

Раздел программы: Бумагопластика.

Тема: Квиллинг. Основные элементы квиллинга.

Цели: 1) познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно-эстетическом оформлении; познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга;

2) развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое мышление, развивать логику мышления и память;

3) воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы: лекция, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения, опрос.

Оборудование: для учителя: образцы работ, выполненные детьми (в прошлом учебном году) в технике квиллинга, мультимедиапроектор и экран (для показа презентаций), презентации «Квиллинг», «Квиллинг: Основные элементы»;

для учащегося: полоски 0,5 х 30 мм белой бумаги, клей ПВА и кисточка для клея, зубочистки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог приветствует группу. Проверяется готовность к занятию и организация рабочего места, раздаются материалы (заранее нарезанные полоски белой бумаги). Настраивает эмоциональное состояние детей на работу.

II. Постановка целей и задач занятия.

Сегодня на занятии вы познакомитесь с техникой бумажной пластики – квиллинг. Это уникальный способ создания ажурных, тончайших, объемных изделий, похожих на кружево. Узнаем историю возникновения и распространения этого вида рукоделия, научимся выполнять основные элементы квиллинга. К концу занятия у вас должна собраться коллекция элементов различной формы, которая будет использована для выполнения объемной фигурки на следующем занятии.

III. Основная часть

1. Лекция об истории возникновения техники квиллинга.

Квиллинг , бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо».

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В XV веке это считалось искусством, в XIX - дамским развлечением, большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности, но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

2. Показ изделий, созданных в технике квиллинг

Как выглядит квиллинг сегодня, какие работы выполняются детьми в этой технике, вы узнаете из презентации (показ слайдов с помощью медиапроекта и экрана или в распечатанном виде в качестве картинок).

3. Знакомство с основными элементами квиллинга

Для того, чтобы создавать работы в технике квиллинг необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии создавать любые ажурные композиции.

Все элементы квиллинга начинается с базовой круглой формы. Посмотрите на технологической карте показано, как изготовлять круглую форму. (Технологическая карта показывается на экране постепенно по слайдам, сопровождается комментариями педагога и чтением этапов изготовления круглой формы самостоятельно учащимися).

4. Практическое упражнение по выполнению базового элемента круглой формы

Сейчас мы с вами потренируемся сделать базовый элемент круглой формы. Для этого

1. Возьми полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

2. Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

3. Скрути ровную шайбу, чтобы снять её, слегка подвигай палочку.

4. Теперь распусти заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко пожимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.

5. Знакомство с закрытыми и открытыми элементами квиллинга

Для выполнения задуманного объекта, необходимо круглой заготовке придавать различные формы. Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец. (Педагог показывает слайд 4 презентации, читает вместе с детьми, рассматривает картингу, затем практически показывает, как выполнить элемент в форме «капля»).

Таким образом, можно выполнить любой элемент. Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. делаются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, только накручивая их.

Рассмотрите слайд 5, на котором изображены формы закрытых элементов. Прочитайте, как они называются, подумайте, почему они так названы и как из выполнить, рассмотрите, как они выглядят. (Педагог комментирует содержание слайда и отвечает на возникшие вопросы).

Аналогично прорабатывается слайд 6 – открытые элементы квиллинга.

IV. Практическая работа.

Мы познакомились с основными закрытыми и открытыми элементами квиллинга, а теперь потренируемся делать каждый из этих элементом.

Во время выполнения практической работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь и наблюдает за правильностью выполнения работы.

V. Закрепление изученного.

Мы с вами много узнали на этом занятии, научились изготовлять различные элементы и чтобы проверить, как внимательны вы были и что заполнили, ответьте на вопросы викторины.

Где и когда возникло искусство бумагокручения? (в Европе в конце XIV - начале XV века)

Как еще можно называть бумагокручение? (квиллинг, бумажная филигрань)

Какие изделия можно выполнять в технике квиллинга? (воздушные конструкции, панно, картины, аппликации, объемные сувениры)

Чем отличаются открытые и закрытые элементы? (Закрытые делаются из склеенной круглой формы, а открытые делаются без клея, только накручивая их).

Какие формы открытых и закрытых элементов вы запомнили? (Закрытые – «капля», «глаз», «квадрат», «треугольник», «стрела», «полумесяц»; открытые - «сердечко», «рожки», «завиток», «веточка».)

VII. Подведение итогов занятия

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Что нового вы для себя открыли?

Какие эмоции вы испытывали на занятии?

Что у вас получилось и не получилось на занятии?

В конце занятия я хочу пожелать вам хорошего настроения, быть открытыми для получения новых знаний и хорошо делать то, что вам нравится. А на следующем занятии из элементов, которых вы сделали сегодня, мы будем выполнять объемную аппликацию.


В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ КВИЛЛИНГ

Содержание

1. История квиллинга

2. Техника квиллинга

3. Инструменты для квиллинга

4. Бумага для квиллинга

5. Техника квиллинга

6. Приложение

Цели:

  • Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
  • Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

  • Плакаты
  • Образцы работ в данной технике
  • Фильм об ознакомлении с техникой «Квиллинг»
  • Презентация Microsoft Office Power Point

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

Методы обучения:

  • Рассказ
  • Демонстрация готовых работ
  • Беседа с объяснением нового материала
  • Показ трудовых приемов
  • Самостоятельная работа

Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

  • Квиллинг
  • бумагокручение
  • бумажная филигрань
  • бумажное кружево.

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока

Организационная часть

  • Приветствие
  • Проверка явки учащихся
  • Пальчиковая гимнастика (мини-игра «Поросята» см.приложение 1 )
  • Проверка готовности учащихся к уроку

Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Изучение нового материала: Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

1. История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

Техника квиллинга

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута.

А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

Приклей конец полоски клеем ПВА.

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Это заготовки «капля» и «лепесток».

2. Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

4. Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Тренировочные упражнения

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

Практическая работа

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

  • Проверка организации рабочих мест учащихся;
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  • Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Уборка рабочих мест

Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся

Заключительное слово учителя

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

На занятии – дети в возрасте 5–6 лет.

Просмотров