На тему чем интересно расположение здания адмиралтейства. Главное адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, значительный памятник архитектуры, считающийся одним из главных символов города. Первое каменное здание было построено в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова, однако, в 1806-1823 годах здание было почти полностью перестроено по проекту А. Д. Захарова.

Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I. Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.

В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров. Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.

Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.

Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.

Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах. Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений). Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.

Протяженность главного фасада здания — 407 метров.

Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Главного Адмиралтейства будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII — первой половины XIX веков, военным историкам, изучающим развитие российского флота, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , (где расположен

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.
На следующий год после закладки Петербурга, родившегося в ходе освобождения исконно русских земель от шведских захватчиков, на левом берегу реки Невы, недалеко от выхода ее в Финский залив, 5 ноября 1704 года было основано Адмиралтейство - первая судостроительная верфь России на Балтийском море. Первоначально она строилась по чертежам самого Петра I и носила характер крепостного сооружения, окруженного земляным валом с бастионами и вырытым перед ним рвом.

Петр I распланировал здание Адмиралтейства на старый русский манер - «покоем», то есть в виде буквы «П. Строилось оно одноэтажным, мазанковым или фахверковым с повышенной, увенчанной шпилем центральной частью и предназначалось для размещения в нем Адмиралтейского приказа, преобразованного вскоре в Адмиралтейств-коллегию, вошедшую позлее в морское министерство.
На ограниченной зданием территории верфи, обращенной в сторону реки Невы, сооружались корабельные сарай, эллинги и стапеля, прорывались каналы и одновременно строились суда. Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший впоследствии целый ряд блестящих побед на море, в частности при Гангуте и Гренгаме. Первое военное судно сошло со стапелей верфи в 1706 году, а первый крупный многопушечный корабль в конце 1709 года заложил собственноручно Петр I по случае победы под Полтавой. Поэтому спущенный на воду в 1712 году корабль получил название «Полтава».

В 1711 году центральная часть здания Адмиралтейства перестраивается в камне, но новое завершение башни со шпилем остается фахверковым. А в 1719 году после осмотра Петром I адмиралтейских строений решено было фахверковое здание полностью заменить на каменное. Начатые в 1721 году работы с конца 1720-х годов возглавил талантливый русский зодчий И. К. Коробов - первый главный архитектор Адмиралтейства. Им разработан проект перестройки здания Адмиралтейства в камне, осуществленный к концу 1730-х годов. Он же осуществил строительство каменных корабельных сараев, повторяющих очертания главного здания. Работы завершились в 1738 году возведением новой, более высокой башни с золоченым шпилем, увенчанным вызолоченным яблоком под короной и трехмачтовым парусником.

Завершающая часть композиции в сущности повторяла предыдущую, осуществленную еще при Петре I находившимся в Петербурге голландским «шпицных и кровельных дел мастером» Германом ван Болесом.
В выстроенном Коробовым основном двухэтажном каменном здании художественный интерес представляла только башня, выделившая Адмиралтейство из рядовой производственной застройки. Однако протяженные на сотни метров фасады, прорезанные ритмично повторяющимися окнами, по-прежнему казались чрезмерно вытянутыми и уныло однообразными. В 1747 году, расположенный под шпилем башни двухсветный зал заседаний Адмиралтейств-коллегий, где также размещались когда-то трофеи русской морской славы ученик и преемник Коробова С. И. Чевакинский передал в церковь, поручив разработку проекта внутреннего убранства своему помощнику М. А. Башмакову. Все работы по устройству церкви закончились к началу 1755 года, и она была освящена в честь святых Захария и Елизаветы. В дальнейшем значительных переделок в здании Адмиралтейства не производилось.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:
Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.


В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками.


Адмиралтейство на гравюре 1716 года

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов Санкт-Петербурга

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года):
На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта
.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.


Башня адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство на картине Б. Патерсена. 1803 год

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.


Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).


Александровский сад и Адмиралтейство

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адмиралтейство (внутри)

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота после окончания ремонта в Адмиралтействе.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Узнайте еще больше про Санкт-Петербург:

Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Адрес: Адмиралтейский проезд, 1

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство . Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков . История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития Адмиралтейства

18 век

Как комплекс сооружений, созданный для строительства и ремонта российских кораблей , Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже , а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе.


В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь . Время было военное, поэтому при сооружении верфи были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль . А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек , которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера , специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей .

Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика , сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.


Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг , установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия , были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом . С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.


В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь . Три главных городских улицы – Невского проспекта , Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота , Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова .


Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар , ставший впоследствии Александровским садом . Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром. Чтобы очень вытянутое здание не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена.


На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.


За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей . Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.


В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского , для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены. В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского .


С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления. Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!

Просмотров