Литературная композиция на экологическую тему "имеющий душу". «Береги свою планету»(литературно-музыкальная композиция по экологическому воспитанию детей) Литературно музыкальная композиция по экологии для школьников

0 Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом"

Казахстан,Актюбинская область,Каргалинский район

Первомайская начальная школа

Учитель начальных классов

Байдавлетова Сауле Хабдошовна

Цель и задачи: сформировать у учащихся экологическую культуру, так как это является решающим фактором в гармонизации отношений общества и природы; с помощью нестандартных форм привить экологические умения и навыки, сначала на уровне эмоций, а затем логически сформулировать знания и организовать поисковую деятельность; развивать творческие способности учащихся, умение держаться перед аудиторией, выражать чувства, мысли в стихах, театральных постановках; воспитывать у младших школьников чувство любви к природе.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись шебета птиц, шелеста листвы, шум волн.

Учитель: Вслушайтесь, в музыку природы! Как она прекрасна! Наша планета земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой. Летит Земля с восхода до восхода, из года в год со скоростью мгновений. Единая с шестью материками и с выводками разных островов, спеленатая планета мягко облаками, овеянная тысячью ветров.

Ребята, планета Земля серьезно заболела, ее природа в опасности. Земля, как израненная птица, кричит и просит нас о помощи.

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала....Грудь моя покрыта

Рубцами ран-живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то чтоя имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетресеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.....

Очнитесь люди! Призовите стараны,

Чтобы меня от гибели спасли!

Учитель: Сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.

На фоне нарастающей музыки, которая затем постепенно затихает, звучат слова:

Океан седой гремит набатно; он таит обиду в глубине, черные раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках, но темнееют темные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает этот век, на Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Учитель: Да, печальную эстафету примает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня. Известно, что сейчас люди страдают от болезней, загрязненной воды, воздуха, почвы. А ведь это наши с вами близкие. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтисьно такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить.

Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Ученик: Прости, Земля, прости, мы, люди так тебя обидели. Груз совести за это нам нести, на многое смотрели и... не видели. (Звучит спокойная музыка. Постепенно на сцене спротивоположных концов появляются ученики)

Ученики : -Это было 250 лет тому назад....Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами» Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

В одной стране жили необыкновенно красивые птицы-странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на земле не осталось ни одного голубя.(музыка затихает)

Эти рассказы можно было бы продолжать до бесконечности, ведь каждые восемь месяцев на планете навсегда исчезает один вид живых существ. Задумайтесь навсегда! Заменить или восстановить эту утрату невозможно, сотни видов растений и животных занесены в Красную книгу. Задумайтесь, может именно вам предстоит сохранить их! Может, именно вы сделаете так, чтобы страничек в этой книге становилось все меньше и меньше, а разнообразие природы продолжало увеличиваться.

Ученики: -Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц, чиобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

И тревога за жизнь неустанна, чтоб не сгинуть в космической мгле, исчерпаемы все океаны, исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид, и себя мы прощаем, и себя мы прощаем, а грядущее нас не простит.

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же сообща беречь и умножать ее богатства.

У природы живые краски, миллионы лучистых соцветий, для чего же чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить? Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра и нежный разговор цветов.

В небе радуга-дуга-опустилась на луга. В поле солнышко играет-оживилось все кругом. И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.

Ученики- «цветы» поют «Песенку цветов», а затем каждый из учеников представляет свой цветок в стихотворной форме.

Мак: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку, подсушить меня скорее своим пламенем лучей. Ну ичто ж, яне тужу, рад насыпать я семян и в ладошку, и в карман.

Ландыш: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. Мне кажется, его задень-он тихо зазвенит. И этот звон услышыит луг, и птицы и цветы....Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.

Незабудка : Незабудка раскрывает синий глаз, и росинка в нем сияет, как алмаз.

Василек: Как чиста в поле рожь, василек едва найдешь. Всем бы я цветок хорош, но зачем же портить рожь? Ой, пойду –ка лучше в сад, и обрадую ребят

Ромашка: Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая, бежит везде за нами вслед, своя, а не прихожая. До поздней осени на нас бросает взгляды, смелые, ее веселый желтый глаз, через ресницы белые.

Колокольчик: Я -лиловый колокольчик-расту в тени лесной, я просеке сосновой киваю головой.

Все вместе: Собрались мы и весело заводим хоровод, поем мы вместе песенку, полянка вся цветет.

Учитель: Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний! А бывает и так....

Ученики: Сорвал цветок и бросил тут же, беспечно придавил ногой. Стоишь и ни о чем не тужижь и машинально рвешь другой.

Да как ты можешь? Как ты смеешь? Он цвел сейчас.... Он был живой.... Дышал, глядя на небо смело, тянулся к солнцу головой.

Он верил дружбе человечьей, не знал жестокости руки, тебе доверчиво навстречу свои приподнял лепестки.

И он тебе, и всем кто рядом, кто на него не бросил взгляд, подарит красоту и радость-все-все, чем полон и богат.

Учитель: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относиться и к сине-розовой медунице, и к ветке черемухи, и малой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми живущими рядом с ним.(Звучит песня «Зеленый мир») А сейчас давайте посмотримчто же происходит в наших водоемах (инсценировка )

Учитель: Что же происходит с рыбой в реках?

Бежит река сверкает, струится и журчит. Зарю встречая птицы кружатся у ракит.

Шебечут над волною, их песенка звонка: «Ой, небо голубое! Ой, реченька-река!» К реке спешили животные чтобы напиться, дети-чтобы искупаться, рыбаки-наловить рыбы. Все любили эту реку... Но вот однажды стала она разноцветной: серой, желтой, красной,черной.

Плачет малая речонка, одолел реченку страх

Стала речка тонкой-тонкой

Обмелела на глазах. Собрались все обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А, ты, почему желтая как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего в нем, только не было? и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь... А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса...Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка? Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди своих сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка. Как и вы, только почернела от нефти.

Желтая рыбка : Что же нам делать, как дальше жить, как очистить речку?

Учитель: Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбкам? (демонстрируются экологические знаки) .

Рыбки: Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

Учитель: Весь мир борется за спасение планеты. Президент нашей страны предложил программу «Казхстан-2030» Там говорится: « Природные ресурсы Казахстана являются огромным богатством. Наша задача- беречь их и правильно ими рапоряжаться. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости» Чтобы спасти планету Земля, необходимо всем вместе, взрослым и детям, в корне изменить отношение к природе! (Звучит песня «Мир похож на цветной луг»)


Литературно-музыкальная композиция по экологии.
*звучит музыка* На сцену выходит путник и вертит карту в руках.Путник: Ой, куда это я попал? Может я не туда свернул? Да нет вроде… всё правильно: планета «Земля», находится по адресу «Млечный путь…*бубнит*», так, так, ага... всё верно! Только вот что стало с этой планетой? Вокруг мусор, грязь…Неужели она всегда была такой?.. И поблизости нет никого, пойду поищу!*уходит со сцены*музыка и танец
Житель1: Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Житель2: Надолго хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?
Житель3: Надолго хватит тех лесов, Где топоры стучат?
Житель4: Спасти поля, луга, леса и чистую гладь рек- Всю землю, можешь только ты, Разумный человек
Выходит путник
Путник: Вы кто? Откуда здесь взялись?
Житель1: Мы все - жители планеты Жили на планете этой.Житель4: Жили мирно, не тужили, Потому что все дружилиЖитель3: И природой дорожили.Путник: Что же стало, расскажите?
Житель2: Мы дадим тебе ответ, Всё испортил человек! Житель1: Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней!
Житель3: Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Житель4: Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Житель2: Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Житель3: Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Житель1: Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Житель4: Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!Аня и Настя поют песню «Аист на крыше»Где это было,
Когда это было,
В детстве а может во сне.
Не было места
Прекрасней и чище,
Чем на земле.Чистые реки,
Цветы и деревья,
Птицы и звери в лесу.
Люди, прошу, не сгубите случайно
Мира красу!
Всюду заводы, отходы и мусор,Небо не видно во мгле.
Люди спасите, люди спасите
Жизнь на земле!*музыка затихает**Выходит девушка с земным шаром в руках*Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Грудь моя покрыта
Рубцами ран-живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли!*уходит**на фоне музыка шумного города*Выходит человек, осматриваясь:Хорошо здесь стало… Машины кругом, асфальт и ни-ка-кой природы! Разве не чудо? Не то что раньше-лес повсюду, не пройти, не проехать. Да кому этот лес, собственно говоря, вообще нужен? Только место зазря занимает. А сейчас то: куда ни глянь, ни травинки, ни кустика, ни деревца какого. Красота! Недавно мы тут завод новый построили. Большой...Даже не большой – ОГРОМНЫЙ! Спросите: а отходы куда? Куда? Куда? Ясное дело – в реку! А что? Этих рек вон их сколько: одной больше, одной меньше…Что станется? А сейчас что главное? Главное сейчас - это промышленность! А о природе можно и потом позаботиться…*Выходит путник и жители*Путник: Неправильно ты думаешь, человек! О природе нужно начать заботиться уже сейчас, потому что твоего "потом" может даже и не настать. Ежегодно в Тихий океан “дети природы” вываливают миллионы тонн мусора, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
Житель3: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Житель2: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Житель4: Пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Житель1: На грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады. Что дальше?
Житель4: Когда-то мы шутили: “В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова”. Теперь уже не до шуток.Путник: Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня.
Человечество должно перестать умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Человек: Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?Песня «Расскажите, птицы»
Житель1:Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

0 Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом"

Казахстан,Актюбинская область,Каргалинский район

Первомайская начальная школа

Учитель начальных классов

Байдавлетова Сауле Хабдошовна

Цель и задачи: сформировать у учащихся экологическую культуру, так как это является решающим фактором в гармонизации отношений общества и природы; с помощью нестандартных форм привить экологические умения и навыки, сначала на уровне эмоций, а затем логически сформулировать знания и организовать поисковую деятельность; развивать творческие способности учащихся, умение держаться перед аудиторией, выражать чувства, мысли в стихах, театральных постановках; воспитывать у младших школьников чувство любви к природе.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись шебета птиц, шелеста листвы, шум волн.

Учитель: Вслушайтесь, в музыку природы! Как она прекрасна! Наша планета земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой. Летит Земля с восхода до восхода, из года в год со скоростью мгновений. Единая с шестью материками и с выводками разных островов, спеленатая планета мягко облаками, овеянная тысячью ветров.

Ребята, планета Земля серьезно заболела, ее природа в опасности. Земля, как израненная птица, кричит и просит нас о помощи.

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала....Грудь моя покрыта

Рубцами ран-живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то чтоя имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетресеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.....

Очнитесь люди! Призовите стараны,

Чтобы меня от гибели спасли!

Учитель: Сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.

На фоне нарастающей музыки, которая затем постепенно затихает, звучат слова:

Океан седой гремит набатно; он таит обиду в глубине, черные раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках, но темнееют темные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает этот век, на Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Учитель: Да, печальную эстафету примает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня. Известно, что сейчас люди страдают от болезней, загрязненной воды, воздуха, почвы. А ведь это наши с вами близкие. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтисьно такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить.

Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Ученик: Прости, Земля, прости, мы, люди так тебя обидели. Груз совести за это нам нести, на многое смотрели и... не видели. (Звучит спокойная музыка. Постепенно на сцене спротивоположных концов появляются ученики)

Ученики : -Это было 250 лет тому назад....Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами» Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

В одной стране жили необыкновенно красивые птицы-странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на земле не осталось ни одного голубя.(музыка затихает)

Эти рассказы можно было бы продолжать до бесконечности, ведь каждые восемь месяцев на планете навсегда исчезает один вид живых существ. Задумайтесь навсегда! Заменить или восстановить эту утрату невозможно, сотни видов растений и животных занесены в Красную книгу. Задумайтесь, может именно вам предстоит сохранить их! Может, именно вы сделаете так, чтобы страничек в этой книге становилось все меньше и меньше, а разнообразие природы продолжало увеличиваться.

Ученики: -Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц, чиобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

И тревога за жизнь неустанна, чтоб не сгинуть в космической мгле, исчерпаемы все океаны, исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид, и себя мы прощаем, и себя мы прощаем, а грядущее нас не простит.

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же сообща беречь и умножать ее богатства.

У природы живые краски, миллионы лучистых соцветий, для чего же чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить? Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра и нежный разговор цветов.

В небе радуга-дуга-опустилась на луга. В поле солнышко играет-оживилось все кругом. И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.

Ученики- «цветы» поют «Песенку цветов», а затем каждый из учеников представляет свой цветок в стихотворной форме.

Мак: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку, подсушить меня скорее своим пламенем лучей. Ну ичто ж, яне тужу, рад насыпать я семян и в ладошку, и в карман.

Ландыш: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. Мне кажется, его задень-он тихо зазвенит. И этот звон услышыит луг, и птицы и цветы....Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.

Незабудка : Незабудка раскрывает синий глаз, и росинка в нем сияет, как алмаз.

Василек: Как чиста в поле рожь, василек едва найдешь. Всем бы я цветок хорош, но зачем же портить рожь? Ой, пойду –ка лучше в сад, и обрадую ребят

Ромашка: Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая, бежит везде за нами вслед, своя, а не прихожая. До поздней осени на нас бросает взгляды, смелые, ее веселый желтый глаз, через ресницы белые.

Колокольчик: Я -лиловый колокольчик-расту в тени лесной, я просеке сосновой киваю головой.

Все вместе: Собрались мы и весело заводим хоровод, поем мы вместе песенку, полянка вся цветет.

Учитель: Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний! А бывает и так....

Ученики: Сорвал цветок и бросил тут же, беспечно придавил ногой. Стоишь и ни о чем не тужижь и машинально рвешь другой.

Да как ты можешь? Как ты смеешь? Он цвел сейчас.... Он был живой.... Дышал, глядя на небо смело, тянулся к солнцу головой.

Он верил дружбе человечьей, не знал жестокости руки, тебе доверчиво навстречу свои приподнял лепестки.

И он тебе, и всем кто рядом, кто на него не бросил взгляд, подарит красоту и радость-все-все, чем полон и богат.

Учитель: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относиться и к сине-розовой медунице, и к ветке черемухи, и малой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми живущими рядом с ним.(Звучит песня «Зеленый мир») А сейчас давайте посмотримчто же происходит в наших водоемах (инсценировка )

Учитель: Что же происходит с рыбой в реках?

Бежит река сверкает, струится и журчит. Зарю встречая птицы кружатся у ракит.

Шебечут над волною, их песенка звонка: «Ой, небо голубое! Ой, реченька-река!» К реке спешили животные чтобы напиться, дети-чтобы искупаться, рыбаки-наловить рыбы. Все любили эту реку... Но вот однажды стала она разноцветной: серой, желтой, красной,черной.

Плачет малая речонка, одолел реченку страх

Стала речка тонкой-тонкой

Обмелела на глазах. Собрались все обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А, ты, почему желтая как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего в нем, только не было? и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь... А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса...Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка? Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди своих сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка. Как и вы, только почернела от нефти.

Желтая рыбка : Что же нам делать, как дальше жить, как очистить речку?

Учитель: Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбкам? (демонстрируются экологические знаки) .

Рыбки: Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

Учитель: Весь мир борется за спасение планеты. Президент нашей страны предложил программу «Казхстан-2030» Там говорится: « Природные ресурсы Казахстана являются огромным богатством. Наша задача- беречь их и правильно ими рапоряжаться. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости» Чтобы спасти планету Земля, необходимо всем вместе, взрослым и детям, в корне изменить отношение к природе! (Звучит песня «Мир похож на цветной луг»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Перенская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Рославльского района Смоленской области

Выполнила: Светлана Николаевна Данченко

учитель русского языка и литературы

д.Перенка, 2015 г.

«Имеющий душу»

литературная композиция на экологическую тему по творчеству смоленских поэтов и писателей

Слайд 2

Оформление зала. Рисунки и творческие работы учащихся на тему « Моя родная сторона, Смоленщина моя», книжная выставка, фотографии смоленских поэтов и писателей, природоохранные плакаты.Перед началом внеклассного мероприятия или во время его демонстрируются слайды электронной презентации (презентация прилагается). Сценарий может быть использован в оригинале или выборочно по усмотрению учителя во внеурочной работе и на уроке.

Чтец.

Не боится повторений.

В ней все из года в год

Приходит чередом,

Но сколько б

Ни цвели для нас сирени,

Цветенья нового

Мы, как подарка, ждем.

Н. Рыленков

Ведущий. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды.» Многозначный поэтический афоризм заключил в себе квинтэссенцию того, что мы понимаем под словом экологическая культура.

Тема «Природа и человек» стала сквозной в русской литературе. Поэты и писатели Смоленщины глубоко и искренне рассказывают о любви к природе, бережном отношении к ней.

Слайд 3

Ведущий. Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несет нам аромат луга и поля, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки. Поэзия Н.Рыленкова несет нам образ Родины, она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни,а глазам дали родного пространства. Стихотворением Н. Рыленкова мы начали литературную композицию «Имеющий душу».

Чтец.

Ничего мне не нужно лучшего,

Как в полях у истоков дня

Встретить солнце, чтоб первый луч его,

Вспыхнув вдруг, коснулся меня.

Снова полон той сладкой жажды я,

Что сулит мне горячий год;

Снова верю: былинка каждая

Здесь любовью моей живет.

Н. Рыленков

Слайд 4

Ведущий. Главные черты лирики Виктора Смирнова - чувство родной земли, сыновняя преданность ей, подлинность переживаний. Пейзаж входит составной частью в раздумья автора о родной Смоленщине.

Чтец.

Речки, тропы. Ракиты и клены.

Запах сена в родимом селе.

И ячмень отбивает поклоны

Лишь его породившей земле.

Сын деревни, я полон стремленья

Быть с природой, к ней сердцем приник.

И поставят меня на колени

Только ягода, только родник!

Чтец.

НА ЛУГУ

Дочери Ире

Утонешь в луговом просторе...

О, сколько в мире красоты!

Глаза, увидевшие горе,

Иначе смотрят на цветы.

Трава пахучим зноем дышит.

Стучат кузнечиков часы.

Но уши, пчел жужжанье слыша,

Невольно слышат песнь косы.

Стальное жало свистнет резко -

Так на земле заведено...

Лишь дочки маленькое сердце

С природой бьется заодно.

Мелькает платьице из ситца.

Приняв Иринку за цветок,

Пчела на голову садится...

Чтец.

Дай, природа, мне взаймы

Рощ осенних позолоту,

Самый первый снег зимы,

Медленность его полета.

Дай саней морозный бег.

Иней на ветвях у клена.

Дай разлив ревущих рек.

Дай лугов наряд зеленый.

Дай взаймы твою весну

С гулом сева. С тишиною.

Не скупись. Я долг верну,

Став листвой, землей, травою.

Чтец.

Весной весь мир от счастья обнимаю.

Согласен превратиться в ручеек.

На небе облако обожествляю,

А на земле - любой ее росток.

Грачей обожествляю, ольхи, гнезда,

Туманы, что низинами плывут.

Обожествляю каждой ночью звезды

За то, что в кронах птицами поют.

Обожествляю речку, утро, лодку,

Твой взгляд, его святую синеву.

Обожествляю смех твой и походку.

А меж людьми - безбожником слыву.

Чтец.

Льнет мое сердце к природе,

С нею правдив я и чист.

Радуясь полной свободе,

В воздухе плавает лист.

Робкому зайцу на листьях

Сладко дремать у куста...

Как оглушительный выстрел

Ранит меня красота

Не потому ли, что к осени

Клонится лето мое?

Ночью беззвучными осами

Звезды влетают в жилье.

В яркую зелень одетой

Вижу тебя я во сне...

И через долгое лето

Тянутся руки к весне.

Ведущий. У В. Смирнова в сборнике стихотворений «Прялка матери» есть удивительное стихотворение.

Чтец.

Пусть он меняет русла рек,

Пусть он предскажет нрав погоды,

Но как ничтожен человек,

Когда кричит: «Я - царь природы!»

Ведь он - не вечен. Вечна - синь.

Да светит солнце, не старея...

Не «царь» сказал бы он, а «сын».

Вот это было бы вернее.

И смотришь, был бы он целей,

Глаза лучистее сияли...

Пора бы знать уж, что царей,

В конце концов, всегда свергали.

Ведущий. Стихотворение звучит тревожно: так ли все просто в отношениях между человеком и природой?!

Слайд 5

Ведущий. Евгений Максимов – автор книг «Когда шумит рожь», «Хлеб», «Бабье лето», «Тихие проселки», «Зори на Гжати». Очерки этих книг объединены темой охраны природы и умножения природных богатств родной автору Смоленщины.

В сборнике «Зори на Гжати» есть очерк «Там, где начинается Днепр». Предлагаем вашему вниманию отрывок из очерка.

Чтец.

Идем кондовым лесом, плотным, сухопарым, без суков до гудящих вершин.

Помните, в сказках цветы цветут зимой и птицы детенышей выводят,- спрашивает Тихон Ильич и движе­нием руки приказывает следовать за ним. Подходим к пушистой елочке. Тихон приподнял густую ветвь и как-то грустновато спросил: - Ну как делишки, братец? А? Трудненько детишков растить, когда вьюга поет?

И мы увидели в гнезде желто-зеленую птицу, которая не улетала. Жалобно пискнув, она слегка клюнула твер­дую руку егеря. Нам так хотелось посмотреть на эту птицу, но старик быстро опустил ветвь и, подталкивая нас, проворчал:

Пошли! Пошли...- Уже за ельником пояснил: - Это клест-еловник. Он даже в крещенские морозы птен­цов выводит. А к этому я давно хожу, вишь, привык... Скоро детки будут. Конопли надо ему принести.

Мы останавливаемся удивленные, ища помощи у еге­ря, а он довольно улыбается в струящуюся бороду, хит­ро щурит вылинявшие глаза.

Подходим ближе к лесовику и убеждаемся, что это большой пень: шапка на нем - сугроб, борода - ото­дравшаяся и размочалившаяся кора, руки - сучья, по­сох- сушина орешина, случайно привалившаяся к су­ку. Но стоило нам отойти на пять шагов назад, как пень снова превращался в лесовика, лицо его оживало, и ру­ка звала дальше, в тайгу...

На крохотной полянке Тихон Ильич нагнулся, осто­рожно разгреб рыхлый сугроб, и мы увидели цветы.

Пять белоснежных лепестков на коротком изумруд­ном. стебле. Лепестки были, как фарфоровые, и тонюсень­ко звенели. То была обыкновенная пастушья сумка. Егерь осторожно засыпал цветы снегом и сказал:

Грейся, милая! Дыши... скоро теплые дни нагря­нут.

На опушке видим недавно срубленную ель. Старик хватает шапку, бьет ею о колено, и мы впервые слышим ругательство. Успокоившись, егерь склоняется и считает круги на срезе:

Какую красавицу сгубили! Сто семьдесят годков красовалась... ищо крепостное время помнила... Ну ни­чего... от меня не уйдешь! Найду!

Чтец.

Владимир Дмитриевич Крупин попросил старика рас­сказать о своей жизни в лесах.

Откуда идет наш лесной род- кто знает. Можа, когда ищо варяжские струги в верховьях Днепра появи­лись, ить рядом истоки Синички, а по ней до Западной Двины легко пробраться. Жили мои предки - как и я - подолгу: видно, лесной смоляной воздух помогал. Прадед мой тож российский лес стерег и сажал. Правда, с вяземскими рекрутами он весной 1774 года к Пугачеву бегал, за волю сражался... Потом дед и отец - тоже всю жизнь в лесу. Ну и я... лесником работал, егерьствовал. Вот и все о себе! Я лучше про родной русский лес поговорю с вами.

Что такое лес? Для иного лес - древесина, грибы, ягоды, пушнина, дичь всякая, травы лекарственные... А ить лес ищо и друг человека, его, можно сказать, санитар. Ужо известно, что дерева выделяют такие ве­щества, которые убивают наших врагов: микробов и воз­будителей болезни. Кислород для дыхания человеческо­го тоже лес дарит. А лесная водица! Эта водица прохо­дит сквозь лесную подстилку, а потому чиста и аромат­на. Под защитой леса и хлебушко богатый растет...

Вот что такое лес! «Лес- друг человеку!»- часто говорим мы. А человек - лесу? Все лето в выходные дни в наши места катят машины горожан. А что потом! По­ломанные, порубленные сосенки и елочки, ожоги от кост­рищ, банки, битые бутылки и, страшнее всего, пожары. Посмотрите на колодец, откуда Днепр начинается... Ведь раньше береза над ним склонялась! Так сруби­ли и ее...

Я слушал жалобу старого егеря и думал...

А вокруг заповедного озера на много верст простира­ется моховое болото с таким обилием целебной ягоды, что можно б построить фабрику. Это журавлина! В каж­дой деревеньке этого края в любое время года вас на­поят настоем журавлины от простуды, в жару подадут прохладный и освежающий морс, поставят для аппети­та на стол миску с журавлиной, угостят вареньем из этой ягоды.

Все это надо беречь...- вздыхает Тихон Ильич,- ведь растут дети, внуки наши. И скажите-ка там, в Москве, мол, старик лесник так говорит, что не всегда о лесе умно думаем. Вон какая мощная лесозаготовитель­ная техника поступает, а лесовосстановительной... тю-тю. С одним плугом за валочной машиной не угонишься! По­садка лесов - ох как! - отстает в нашем крае от рубки. Да и про истоки Днепра Славутича пора вспомнить...

Слайд 6

Ведущий. В 1988 году в издательстве «Московский рабочий» вышла удивительная книга «Сторона Приднепровская». Рассказ Андрея Максименкова «Хозяин леса» не оставит равнодушным читателя.

Для всех было неожиданностью, когда Виктор Азаровский, окончив шумячскую среднюю школу, заявил, что хочет работать в лесу.

Из него вышел бы превосходный педагог! - со­жалела учительница литературы Нина Ивановна Лазаренкова.- Литературу-то как знает и любит! Лучше всех в классе разбирался. И сердце у него доброе. Та­ким, как он, и учить детей!

Отец Виктора, Владимир Трофимович, по специаль­ности строитель, тоже не одобрил решение сына.

Не пойму я тебя. Чудной ты какой-то... Молодежь к машинам рвется, в гущу жизни, а тебя- в лес, к ти­шине потянуло, как старика...

И тут Виктор не удержался:

Что вы все, как сговорились, трубите одно и то же: «Машины, машины!» Упрекаете, что ухожу от борь­бы за будущее. А где она острее: там, где машины, или где разводят леса? Это еще надо посмотреть!

Глаза Виктора заблестели, на щеках проступили яркие пятна, и он принялся горячо и убежденно выкла­дывать все, о чем очень много думал.

Знаете ли вы, что мы уже дорого расплачиваем­ся за многие современные удобства?

По подсчетам ученых за последние сто лет в топках печей уничтожено двести сорок миллиардов тонн кис­лорода. Вы слышите, двести сорок миллиардов тонн! Взамен выброшено в атмосферу триста шестьдесят мил­лиардов тонн углекислого газа. Воздух загрязняется ежечасно, ежеминутно, ежесекундно! Кислорода стано­вится все меньше. А кто его восстанавливает? Деревья! Значит, нужно, чтобы было больше лесов! Надо разво­дить их! Беречь!

Все это Виктор выпалил почти единым духом, слов­но торопился, чтобы его выслушали до конца. После короткой передышки он заговорил уже спокойнее.

А наша речка? Совсем ведь обмелела, рыба пе­рестала водиться. Почему? Опять же потому, что леса по берегам повырубили, даже кустарник выкорчевали. Поймы канавами изрыли... Теперь и на ту мелочь, что еще осталась кое-где, сколько рыбаков развелось! Что ни двор, то рыболов. А в ином- два, три. И каждый норовит придумать что-нибудь похитрей, чтоб наловить побольше! То же самое и с дичью. Чуть парень под­рос- уже охотник. И с большим аппетитом! Но нельзя же вот так бесконечно! Надо подумать, что будет после нас. Да не все хотят об этом думать!..

А кто может успешнее беречь природу, восстанавли­вать леса, бороться с браконьерами? Мы! Молодые!

Чтец

В детстве Витя подолгу жил в маленькой лесной де­ревушке Тростянке на берегу небольшой родниковой речушки у дедушки Трофима Васильевича Азаровского, работавшего лесником. Именно в те годы и почувство­вал он влечение к природе, перешедшее потом в креп­кую любовь. Особенно нравилась ему пора, когда уже спадала вешняя вода и устанавливалась теплая пого­да. В это время на речных заводях становилось шумно от перелетных птиц. Под их радостные призывные кри­ки Витя ложился спать и вставал по утрам. Жизнь на воде и в лесу почти не затихала даже ночью. Птичий крик мальчик слышал и во сне. И тогда грезились ему далекие неведомые страны с теплыми морями, в кото­рых вода круглый год, как парное молоко, с необыкно­венно высокими, до самых облаков, деревьями по бере­гам. Так говорили взрослые о краях, куда улетали зи­мовать птицы.

Особенно запомнилась Вите одна весна. Выдалась она затяжной и холодной. И вдруг погода резко пере­менилась: подул густой южный ветер, и все начало на глазах оживать.

Проснулся Витя среди ночи от странного шума. Сбросив одеяло, он подошел к окну. Светила луна. Прозрачный лесной воздух струился, переливался зеле­новатым светом, а над поляной висел легкий, едва ви­димый туман. На речном плесе весело и тревожно кри­чали журавли. Они с радостным волнением, словно празднуя прилет на родную землю, били по воде крыль­ями и гонялись друг за другом. Мальчик долго не мог оторвать лица от стекла, завороженный увиденным. А когда вернулся в постель, уже не мог уснуть и еще долго-долго лежал на спине, прислушиваясь к доносив­шимся с улицы торжествующим звукам природы. И са­мому стало так весело и беспокойно, что захотелось вскочить с кровати и бежать к речке, к этим ликующим птицам, принесшим наконец настоящую весну.

Утром Витя встал и бросился к окну посмотреть на плес. Но журавлей уже не было. У мальчика появилось такое ощущение, что все виденное ночью было сном. Однако возбужденный радостный крик прилетевших на родину птиц остался в памяти на всю жизнь, навсегда слившись в его воображении с приходом теплых дней.

Непонятный восторг вызывала в сердце мальчишки и первая майская гроза. Раскаты грома в глубине леса отдавались урчащим эхом, и от этого было радостно и немного жутковато. Приятную дрожь во всем теле рож­дало равномерное шуршание теплого частого дождя. Так и хотелось попрыгать, покувыркаться на сочной молодой травке, подставить обнаженную голову под мягкие струи.

Обычно дождь лил недолго. И когда из-за уходящих туч выглядывало солнце и от мокрого луга клубами поднимался легкий розоватый пар, поляна перед де­душкиной избой густо покрывалась молодыми побегами

желто-зеленого хвоща, или, как их называют в просто­речье, толкачиками. Сладковатые, приятные на вкус, они были для Вити лакомством.

После первой грозы травы на лугах за сутки выма­хивают на целую ладонь, а листья на березах становят­ся величиной с копейку. Недаром ходит в народе шутка об этом времени: забудь вечером оглоблю на лугу, ут­ром не найдешь ее - врастет в траву.

В эти дни дед часто брал Витю с собой на обход. И чего только, бывало, не наглядится мальчик за день. То с замиранием сердца застынет у еще не прикрытого зеленью гнезда, опасаясь напугать притаившуюся в нем птичку. То увидит играющих на солнышке лисят. Хочет­ся подойти к ним поближе и боязно спугнуть. В другом месте наткнется невзначай на отставшего от матери зазевавшегося лосенка. Увидит и поспешно отскочит назад: как-никак зверь!

Гляди не забижай зверюшек. Ты мал, да пожа­ловаться могешь, ежели что, они же твари бессловес­ные, а потому еще беспомощнее. Обидчиков же у них полон лес. Столько посгинет, покудова повырастают, что и половины народившихся не останется,- поучал Тро­фим Васильевич внука.

Иногда они находили кости растерзанного зайца или остатки задранной хищником птицы. Витя тайком даже плакал, жалея «сгубленные души», как говорил дедуш­ка. Собирал останки и закапывал в землю- хоронил.

Тогда и появилось у мальчишки первое желание стать похожим на деда... Окончательно же помог решить его судьбу дядя Иван Трофимович Азаровский, долгое время служивший лесничим.

Иди к нам,- позвал он Виктора, когда тому при­шло время задуматься о выборе профессии.- Давно примечаю, лежит у тебя душа к нашему занятию. Прав­да, работник леса- профессия не очень популярная у молодежи, но, должен я тебе сказать, очень важная и нужная!

Чтец. (Инсценирование эпизода)

Лес- он ведь, как говорят в народе, сквозь годы человеку нужен. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает,- с нарочитой беспечностью, за которой все-таки отчетливо проглядывала гордость, ска­зал Виктор.- А какой же лес без нас, лесоводов?

Это уж так,- согласился Владимир.- А не скуч­новато?

Еще что выдумаешь? Для меня побывать в ле­су- все равно что интересную книгу прочитать. Чем дальше читаешь, тем труднее оторваться.

В разговоре друзья не заметили, как гостей пригла­сили в зал. Они тоже прошли в дверь, которую уже готовился закрыть дежурный, и сели позади на свобод­ные места.

Расселись у стола члены президиума. И завуч Лев Борисович Итунен предоставил слово Светлане Стецкой. Все ожидающе притихли...

Потом на трибуну один за другим стали подниматься другие выступающие. Каждый на свой лад рассказывал о работе, об учебе, о будущей профессии... И хотя не все говорили интересно и увлекательно, им подолгу и очень шумно аплодировали. Итунен, сидевший в прези­диуме с краю, то и дело вскакивал и в знак благодарно­сти торопливо и горячо пожимал им руки.

Сейчас я попрошу слово,- шепнул Антипов на ухо Виктору.

Много сегодня было рассказано здесь интересно­го,- начал Владимир.- Говорили о студенческой жизни, о захватывающих перспективах, которые ждут каждого после окончания учебного заведения. Конечно, стать врачом или инженером- заманчиво и похвально. Но вот сидит среди пас человек скромной профессии. Мало, до обидного мало говорят и пишут о таких людях. А дела­ет он очень нужное всем дело- разводит и охраняет леса. И делает это с горячей душой и большой любовью. Кое-кому может показаться: подумаешь, невидаль- ох­ранять леса! А в самом деле это не так просто, товари­щи! В дождь и в снег он в пути... Ходить и ездить при­ходится не по асфальтовым магистралям, а по без­дорожью. На этой работе, как, пожалуй, ни на какой другой, нетерпимо равнодушие и черствость... Дерево, зверь, птица сами за себя ничего не скажут: хорошо ли им, плохо, здоровы ли, больны. Все нужно скорее уга­дать, почувствовать, чем разглядеть. А для этого надо иметь очень доброе сердце.

Антипов сделал паузу, как бы давая возможность каждому вдуматься в смысл сказанного им, потом кинул беглый взгляд на Виктора, низко опустившего в смуще­нии голову, и заговорил еще более взволнованно:

Задумывался ли кто из вас над тем, почему мы с каждым годом испытываем все острей и ощутимей потребность в общении с природой? Почему тысячи и тысячи людей из больших и малых городов в выходные дни убегают от благ, которые дала им современная цивилизация, в леса и к воде? Увидеть? Познать? Может быть! Но еще больше, чтобы хоть недолго пережить ту простую, доступную каждому радость, что переживали, наверное, еще наши далекие предки,- близость к при­роде... У одних выливается это в пристрастии к собира­нию грибов и ягод, у других- к рыбалке, у третьих- к охоте. А в сущности, исток увлечения у всех один и тот же- устав от стремительной жизни, душа требует ти­шины и уединения. В бегстве своем на природу инстинк­тивно ищем недолгого отдыха от напряженных дел... Так как же мы должны быть благодарны тем людям, ко­торые охраняют и приумножают богатства природы!

Слайд 7

Ведущий. Алексей Мишин родом из Рославльского уезда. Книга поэта «Пора свиданий» - откровения о красоте природы и бережном отношении к ней, о судьбе деревни, о людях труда.

Чтец.

Тихие луга

Да перелески,

Через речки гулкие мосты,

Никакой особой, деревенской,

Вроде и не видно красоты.

Вдаль бежит

Расхлябанный проселок,

Грустновато, что ни говори.

Только у макушек

Старых елок

Светит факел стынущей зари.

Только здесь,

Под гулким серым небом,

Лето проступает синевой,

И бог весть откуда

Тянет хлебом,

Корочкой поджаристой, ржаной.

На рябинах

Реденькие крали.

Кое-где глядит на свет жнивье.

Любят эти всхолмленные дали

Пуганые птицы и зверье.

Любят в лютый холод

По оврагам

Снегири зарю на грудках греть…

Никакому ушлому варягу

Красоты твоей не разглядеть.

Чтец.

Крикну громко я в лесу:

«Дай свою мне, лес, красу,

И спокойствие,

Чтоб до небушка достать».

Лес не скрытная особа,

Лес приветствует добро, -

И на плечи мне в чащобах

Сыплет щедро серебро.

Между двухсосновых полос

Я иду ору, нахал,

Коль не лес бы,

Может, век не услыхал?!

Чтец.

Умирает в полях тишина,

Усыхают ключи луговые,

Перепелка все реже слышна

За деревней

В часы зоревые.

Окуней и плотичек мне жаль,

Потемнели

И явор и тина,

Где по водам

Торопится вдаль

Фиолетовый след керосина.

Там все реже мальчишеский смех.

И делюсь я

Нахлынувшей вестью, -

Может быть, я последний из тех,

Кто слыхал перепелкину песню.

Чтец.

А всего от речки

И осталось, -

Да темный омуток.

Ты куда, вода,

Куда умчалась?

Увядает лилии цветок.

Онемели пойменные дали,

Не слыхать

У речки детворы.

Отшумели воды, отгуляли,

Поредели на холме дворы.

И сосед мой давний,

Дядя Петя,

И оттого больней,

Что не может петь

Светло о лете

Без воды живой и соловей.

Слайд 8

Ведущий. Стихотворения рославльской поэтессы Татьяны Баклановой для многих из нас – открытие. О чем пишет поэтесса? О самом родном, что радует ее и оберегает от духовного обнищания: любви, природе, светоносных порывах.

Чтец.

Куст ракиты, как путник усталый,

У дороги проезжей присел.

Девы-зори с улыбкою алой

Здесь не раз мыли кудри в росе.

Здесь не раз перелетная птица

Находила и корм свой, и дом.

Человеку случалось укрыться

От ненастья под этим кустом.

Только вижу я - пылью дорожной,

Гарью фыркнул огромный «КамАЗ».

Очень долго зеленой ладошкой.

Куст не мог протереть своих глаз.

Чтец.

Лежу в траве.

Смешная стрекоза,

Как самолетик, крыльями блеснула,

И с интересом робко заглянула

В мои открытые навстречу ей глаза.

Мне хорошо.

И хочется молчать,

Чтоб не нарушить это ощущенье.

И хочется за все просить прощенье,

Легко,без злобы недруга встречать.

Слайд 9

Ведущий. Произведения смоленских поэтов и писателей учат нас любить Родину, родной народ, его песни и сказания, к природе относиться бережно, уметь видеть в ней красоту. В стихотворениях Раисы Ипатовой из сборника «Однажды» речь идет о жизни души, гармонии человека и природы, поисках смысла бытия, месте человека на земле.

Чтец.

Все часы мира

Останавливаются,

И человек

Живет по стуку

Собственного сердца.

Чтец.

Я была в гостях у леса.

Он с трудом меня узнал,

Но дождливую завесу

Вмиг ветвями разогнал.

Укорял: «Совсем забыла.

Не приходишь. Так нельзя.

Дело - делом, милый - милым,

А друзья - всегда друзья».

Я потерянно молчала:

Здесь пронесся ветер злой.

Я повсюду замечала

Слезы, ставшие смолой.

Не открылось их значенье -

Ветки низко наклоня,

Лес на ласковых качелях

Вдруг подбросил вверх меня.

Грусти словно не бывало.

Стало солнечно в груди.

«Не стесняйся, - хохотал он, -

В гости чаще приходи!»

Чтец.

Вдруг в городе мне станет тесно.

Я по тропинкам запылю

И разговорам бессловесным

Нисколько лес не удивлю.

И ничего я в нем не трону,

А лишь, на радость иль беду,

На свой язык переведу.

Слайд 10

Ведущий. Искренне и проникновенно звучат слова Нины Семеновой в повести «Имеющий душу» (из сборника повестей и рассказов «Радуга в пасмурный день») о земной философии жизни, горячей любви и преданности к родной земле.

Чтец.

Утро стояло тихое-тихое, без ветрянки, и ветки берез висели в небе, как нарисованные, не шелохнувшись. И вдруг одна из них вздрогнула, потому что из жесткой коричне­вой, как майский жук, почки выскочил ма­ленький курчавый язычок: «Пуф!»

Береза стреляла в небо только что родив­шимися серенькими сережками.

«Вот это здорово: березки и стреляют!»

«Ничего мы не стреляем...- Андрею по­чудилось, что он уловил в себе голос березо­вых почек.- Стреляют, когда хотят убить. Мы же, наоборот, рождаемся, чтоб жить. Хва­тит нам спать долгую-долгую зиму. С весной мы пробуждаемся для жизни. Жить - это так хорошо. Пить нежный весенний воздух, ку­паться в теплых лучах весеннего солнца. И не знать никаких забот. Одна-единственная у нас забота - расти, тянуться изо всех сил к небу. Из тьмы на свет: пуф-пуф!»

Как зачарованный, глядел Андрей на бе­резку, слушал веселую березовую стрельбу. Он забыл и про школу, и про свои мокрые ботинки, и про контрольную по математике, забыл обо всем на свете. Да и как тут не за­быть, если на его глазах рождалось великое чудо. Несколько одиночных выстрелов, а по­том все чаще и чаще - настоящая пальба. Прошло лишь две-три минуты этой пальбы, и березка вся закудрявилась сережками. Со­седняя же была еще сплошь покрыта кожа­ными жуками-почками. Отчего это? Андрей удивился, но тотчас же и догадался. Просто та березка была в тени, а на эту, под которой он стоял, падало вовсю солнце. Вот береза и обрадовалась ему и давай палить в небо, са­лютовать солнцу. Неправда, что стреляют, когда хотят убить. Можно просто стрелять - от радости: «Глядите: мы есть! Мы – живые! И это счастье!»

Чтец. (Инсценирование эпизода)

Андрею некогда было задерживаться, но он все-таки подошел.

Ты давно здесь живешь? - спросил дядька.

Всю жизнь.

А молодняк этот когда посадили? - II дядька обвел рукой молодые березки, будто хотел собрать их в кулак и вырвать.

Андрей усмехнулся.

Никто его не сажал - сам вырос.

Как это? - Дядька шевельнул усами, словно хотел почесать ими нос.

Очень просто. Разве вы не видите: это родители, а это их дети.

Вон оно что...-И дядька снова при­нялся ковырять ножом ствол старой березы. Андрей поглядел ему под руку и увидел, что из-под ножа у дядьки вырисовывается надпись: «Катя + Вася = любовь». Он и рань­ше видел надпись, но прочесть не мог, потому что она заросла, а теперь дядька расчистил ее и надпись «Катя + Вася ==любовь» засверка­ла на белой коре, как рана.

«Зачем он меня режет, зачем? Ведь боль­но. Нож такой острый, а кожа у меня такая тонкая. Если б у меня был голос, я бы закри­чала и стала бы звать на помощь. Я и кричу,

только люди не слышат моего крика. Им не дано почувствовать боль деревьев, которые они губят. А если б почувствовали...» Андрей, насупясь, поглядел на дядьку.

Усы отрастил, а березку режет

Чтец.

Ну-ка догони! - крикнул ему Андрей и припустился по зеленой траве. Ване что? Он тотчас же догнал Андрея и побежал ря­дом, кося на него черным в белых ресницах глазом, будто подзадоривая: «А ну быстрей, -а ну быстрей!»

Андрей не мог быстрей, и тогда жеребе­нок тряхнул своей черной гривой, дескать, цепляйся, беру тебя на буксир. Андрей уце­пился, и они понеслись по полю в шесть ног, не замечая ни рытвин, ни колдобин. Правда, нельзя сказать, что они неслись, обгоняя ве­тер. Ветер, наоборот, дул им навстречу, ме­шал бегу, но Андрей все равно был счастлив. Знобкий, горячий восторг залил ему душу. Ему казалось, что он не бежит рядом с же­ребенком, а скачет па копе, и конь этот - белый-белый, с черной гривой и черным хво­стом - Ваня. Так они скакали и скакали - маленькими живыми капельками на огром­ной зеленой ладони земли, - мальчик Андрей и жеребенок Ваня...

Ведущий. Как прекрасны слова «Так они скакали и скакали – маленькими живыми капельками на огромной зеленой ладони земли, - мальчик Андрей и жеребенок Ваня!..»

Чтец.

Не раздавите божию коровку,

Когда она в оранжевой красе

Ползет, являя скромную сноровку,

По узкому и бойкому шоссе.

Пускай она едва приметный житель,

Но мир осиротеет без нее.

Да подними ты на дыбы, водитель,

Железное животное свое!

Куда ты мчишься без следа, без толку?

Поверь: тебе в пути не повезет.

Не раздавите божию коровку.

Остановитесь! Пусть она ползет...

Чтец.

Не сознаем порою мы,

Что фантастически богаты,

Поскольку взяты не взаймы

Восходы эти и закаты.

Поскольку нам принадлежит

Все без утайки и обмана-

Будь это василек во ржи

Иль безграничность океана.

Ведущий. Поэты и писатели помогают нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставляют нас зорче всматриваться в окружающий мир, видеть неповторимость его красок, передают свое отношение к природе, учат нас любить, беречь и защищать ее.

Слайд 11

Литература

    Сторона Приднепровская. – Смоленск: «Московский рабочий», Смоленское

Отделение, 1988.

2. Виктор Смирнов. Прялка матери. Москва. «Советский писатель», 1980.

3. Ипатова Р.А. Однажды: стихи. – М.: «Современник», 1982.

4. Семенова Н.А. Радуга в пасмурный день: повести и рассказы. – М.: «Московский рабочий», 1980.

5. Бакланова Т.Н. Первоцвет. – Смоленск, «Смядынь», 1992.

6. Мишин А.В. Пора свиданий: стихотворения и поэма. – М., «Молодая гвардия», 1980.

7. Евгений Максимов. Зори на Гжати. – М., «Советская Россия», 1979.

8. Рыленков Н.И. Стихотворения. – М.: «Советская Россия», 1988.

Сценарий музыкально – литературной композиции

«Природа – наш дом»

Цель: Формирование у юных жителей страны экологической культуры и

активной жизненной позиции по отношению к глобальной

программе, стоящей перед человечеством.

Оформление: на заднике «Природа – наш дом», плакаты «Всё живое погибло в огне…», экологические запретные знаки. Фонограммы песен «Лесной марш», «Песня на мотив Красной Шапочки», «Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце», костюм Берёзки, детские рисунки

Ведущий. Лес - это кладезь природы. Недаром часто говорят: дары леса. Действительно, лес нам дарит очень много прекрасного.

Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят из травы. Они приглашают полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее.

Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?

Это и небо у тебя над головой, и земля у нас под ногами и воздух, без которого мы не можем жить.

Это богатый мир растений и удивительный мир животных.

Это наша родная природа с её лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него нам некуда».

Чтец 1 . Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Чтец 2. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В удивительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Чтец 3. Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Чтец 4. Не зная в речке брода,-

Нет смысла рисковать,

Чтоб стать царём природы-

Тут мало много знать.

О, люди – человеки,

Мы в мире не одни,

Какие были реки!-

И что теперь они?

Да что ж мы онемели?

Те реки обмелели,

А мы ещё их вспять…

Коль ты за дело браться-

На Бога не вали-

Рискуем сами, братцы,

Остаться на мели.

И присно, и вовеки

Рассудок сохрани:

Пускай текут все реки-

Куда хотят они…

Чтец 5 . И поля, и деревья, и речки,

Красоту свою прячут от нас,

И как кони боятся уздечки.

Так боятся они наших глаз.

Ветер шепчет деревьям тревожно:

«Берегитесь, идёт человек!»

И смолкают они осторожно,

Словно так и молчали вовек…

Затихает берёз нежный шёпот,

И манящее пение лип,

И печальный до слёз ивы ропот-

Остаются лишь шелест и скрип!

Пожалейте, родные, простите!

В прежний мир нас впустите опять,

И усталой душе помогите,

Дерзкий ум - наконец обуздать.

Ведущий. Но не каждый из нас по – настоящему любит и бережёт природу. Послушаем рассказ Берёзки.

(обучающаяся одета в форме берёзки)

Я берёзка белая,

Я в лесу жила.

К вам сюда пришла.

Про мою обиду

Про мою беду

С самого начала

Речь я поведу.

Я шумела весело

Летом и весной.

Пели надо мной.

Приходили люди

В жаркий летний день,

Под моими ветками

Находили тень.

Радовались, глядя

На мою листву.

Радовались люди

Что и я живу.

Но житью хорошему

Вдруг настал конец:

В лес пришёл однажды

Мальчик-сорванец.

Он изрезал ножиком

Всю мою кору,

Было очень больно мне,

Думала-умру.

Он не успокоился-

Он поджёг меня!

Корчились листочки,

Сохли от огня…

Вы ему напомните,

Сорванцу тому,

Про берёзку стройную,

В пламени, в дыму…

Ведь берёзка каждая

Тоже хочет жить,

С ветерком шептаться,

С ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую

Следует беречь.

Ну, зачем берёзку

Резать или жечь?

Чтец 6. Всё так изранено в лесу, как

после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели, ни сосны.

Берёзку ножиком пырнул

какой – то живоглот.

Мне кажется, из – под коры, моя

слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён

кощунственной рукой.

Мне и кажется, горит не он,

а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы

беспечности следы.

Уйдут, обидев красоту,

смутив лесной уют.

И не услышат за спиной,

что листья слёзы льют.

Ведущий. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы.

Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить в лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, летом – собирать грибы, ягоды, а весной – вдыхать аромат цветущих растений. Уже сейчас нам нужно быть разумными жителями нашей планеты Земля. Помните, что человек - только малая частица огромного мира. Нам необходимо бережно относиться к окружающему миру, бережно относиться к самим себе и будущим жителям Земли.

И сегодня мы с вами много слышим об экологии. Оно понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, бросают мусор. Это то, что мы прибавляем изо дня в день нашим экологическим проблемам.

А как жить в нашем общем доме, не вредя ему и себе?

(Дети показывают запретные экологические знаки читают правила…)

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо.

Листья участвуют в дыхании растения. Они выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнёзда!

5. В лесу старайся ходить по тропинкам. Не шуми в лесу!

6. Не повреждай кору деревьев! Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы. Не собирай берёзовый сок!

Ведущий. Что же мы должны делать для охраны природы?

Все : Нас много, ребята!

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём.

Чтец 7. Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Чтец 8. Ранним утром

В лес весенний выйду я,

Что за чудо –

Дерево в цвету!

Я боюсь, что правнук,

Мне завидуя,

Не застанет эту красоту.

Я боюсь, что

Жертвою прогресса

Станет нежный белоснежный цвет,

Что потомки не увидят леса.

На планете через сотню лет.

На душе от этих дум тревожно:

Над тобою, жизнь, -

Домолов меч!

Неужели, люди, невозможно

Лес – цветущий правнукам сберечь?

Чтец 9. Лес топорщится,

и степь клубится,

Жара изводит

и снега блестят,

Богаты мы!..

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке.

И восковые считанные зёрна

неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин

ухает из тьмы.

Неужто, внуки

лишь по Красной книге

узнают,

Как богаты были мы?

Чтец 10. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой – на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами

Песня «Лесной марш»

Муз. Ю Чичкова Сл. П.Синявского

1.Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой родины.

Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке,

О том, что у леса надёжные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

2. Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами перелесками,

Под кедрами красавицы тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

3. Нам солнце улыбнётся веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Припев.

4. И добрые волшебники – леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.

Припев.

Чтец 11. Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Чтец 12. Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

Не небо!

А море без рыб –

Не море!

И земля без зверей –

Не Земля!

Чтец 13. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Чтец 14. Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим и пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не залужим!

Песня на мотив « Красной Шапочки»

Если б только – только – только

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно – можно – можно – можно,

То, наверно – верно – верно – верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

Припев:

А – а. Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А - а. Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А - а. Крокодилы, бегемоты,

А – а. Обезьяны, кашалоты,

А – а. И зелёный попугай!

А – а. И зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще.

И пускай в лесу тенистом,
Слышен гомон птичьих стай,

И запомни – помни – помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

Припев тот же

Чтец 15. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в океане вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце»

Пусть всегда будут реки!

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море!

А в пустыне - верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть всегда будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети.

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Ведущий. Помните! Человек – только малая частица огромного мира, который находится во взаимосвязи и зависит от экологического равновесия, устанавливаемого и поддерживаемого природой. Бережно относясь к окружающему миру, вы тем самым бережно относитесь к самим себе и будущим жителям земли. Берегите себя!

Просмотров