Классный час для учащихся начальной школы «9 Мая — День Победы. Классный час ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам… Кл час 9 мая день победы

Цель:

воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 11 класса.

Общие методические указания:

Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельной группе учащихся:

Задание 1. Подготовить мини-сообщение об истории Георгиевской ленты.

Задание 2. Заучиывание стихотворений наизусть.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы :

Мультимедийная презентация (показ слайдов).

Место проведения : класс.

Оформление класса :

Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).

Плакаты.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя. Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…». (слайд 2)

Обучающиеся через минуту дают свои ответы, каждый выражает свою точку зрения. (Обсуждение 3 мин. ).

Учитель: Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника - Дня Победы. (слайд 3)

Ученик. (Читает стихотворение ).

Что мы знаем о войне?! - Немного…

По рассказам бабушек и мам

Знаем, что надежда и тревога

Об руку ходили по домам.

Учитель. А, что Вы знаете о ВОВ? (Обсуждение 5 мин. )

Ученик рассказывает об истории Георгиевской ленты (Задание 1. 10 минут. ).

Георгиевская лента — биколор (двуцвет) оранжевого и черного цветов. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную систему СССР как "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата. Ею обтянута колодка очень почетного «солдатского» ордена Славы.

Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.

Учитель. Последние семь лет ежегодно проходит акция под названием «Георгиевская ленточка». Эта общественная акция, посвящена празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Акция стала традиционной и проводится с 24 апреля по 12 мая.

Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во, что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».

Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!» и другими. (слайд 4)

Ученик. (Читает стихотворение )

Пусть память вечную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Учитель. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян. Мы должны не просто знать о том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца. (слайд 5)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Учитель. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ. (слайд 6).

Скачать презентацию :

Цели: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители, ветераны ВОВ.

Оборудование: ноутбук, колонки, лист с подборкой военных песен

Ход мероприятия

Читает стихотворение Белобородова Ксения :

Когда это будет, не знаю,
В краю белоногих берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны.
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни, какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было 9 мая
С утра в 45 году.
(С. Орлов)

Звучит фрагмент песни «День Победы» в исполнении Д. Тухманова.

Кл. рук: Здравствуйте. День Победы… 9 мая… Это праздник со слезами на глазах. Мы, вообще не способны сегодня охватить разумом весь смысл происшедшего события. Лишь с годами, возможно, постигнуть суровое величие прожитых дней, смертельность отгремевших боев, всю глубину трудового подвига ветеранов.

На трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоёвана победа, победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя нацией господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то до сих пор живёт в сердцах и страшных ночных кошмарах.

Вечная память мёртвым! Вечная слава живым!

Звучит фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении И. Кобзона.

Читает стихотворение Жиряков Антон :

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
(Р.Рождественский)

Кл. рук: 1941 год. «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

Война! - крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!

…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».

Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Песня «Журавли»
(поют Стариков Александр, Борисова Анастасия, Волкова Анастасия, Белобородова Ксения, Давыдова Полина, Атаманова Ксения)

Кл. рук: Тяжело было прощаться с родными, а особенно с любимыми, с теми, с кем охота было быть рядом каждую минуту, забывая о горьких разлуках с друзьями по фронту.

Читает стихотворение Глазов Данил :

…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу…
(М. Гриезане)

Кл. рук: Песни… Действительно песни порой согревали солдатскую душу. Какие песни о войне дошли до наших дней? Давайте напоем некоторые из них. (Подборка песен – Приложение 1 )

Кл. рук: Мысли о доме, о родных и любимых согревали солдат после боя, давали им силы.

Читает стихотворение Еранов Владислав :

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест тем,
Кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра тем,
Кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души.
Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил будем знать только мы с тобой.
Просто ты умела ждать как никто другой.
(К. Симонов)

Звучит фрагмент песни «Если б не было войны» в исполнении В. Толкуновой.

Кл. рук: Только сердцем, пережившим смертное горе безвозвратных потерь, тоску разлуки, сердцем, оплакавшим бесчисленные могилы, развалины и пепел тысяч городов и сел, сердцем, несущим в себе любовь к павшим братьям и сыновьям, только сердцем, познавшим великую печаль и жаркую душную ненависть, можно было объять то, что произошло. Миру был возвращен мир.

Танец «Вальс»
(танцуют Визгалин Дмитрий и Высоцкая Екатерина)

Кл. рук: Я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за свой народ. В заключение нашего мероприятия мне хочется пожелать вам мирного неба над головой. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях, не допустим ли мы новый кровавый бой.

После данного мероприятия ребята поздравили ветеранов, вместе с родителями возложили цветы к памятнику Победы.

Литература:

  1. Публицистика и очерки военных лет. Леонид ЛЕОНОВ «Имя радости».
  2. Б. Васильев. «В списках не значился».
  3. http://www.arhpress.ru/kosmodrom/2004/5/13/11.shtml
  4. http://www.prazdnik.by/content/detail/11/191/49582/





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.

Задачи:

  • Начать знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений.
  • Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время. воспитать понимание у младших школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы.

Оборудование: мультимедийная презентация “Поклонимся великим тем годам”, музыкальное сопровождение: “Священная война”, “Поклонимся великим тем годам”, “Мама”, сводка Левитана о начале войны, минута молчания – метроном, “Солнечный круг”, “День Победы”.

Ход классного часа

Звучит песня “Журавли” – 1,2 слайд презентации.

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

2. Основная часть.

Ребята, сегодня наша страна празднует День Победы и чествует своих героев. (Здесь и далее учащиеся читают стихотворения.) (Слайды 3,4)

Бьется пламя, как знамя святое.
Бьется память о грозных годах
Над священным солдатским покоем
В обагренных войною ветрах.

Замирает в печали минута,
Лишь трепещет живая душа.
И гремят над тобою салюты,
Все мирское в тебе заглуша.

И слезу никуда не упрячешь
Если камни по павшим скорбят.
Потрясенный стоишь ты и плачешь,
Плачешь сердцем, что выжил солдат.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. А началась она 22 июня 1941 года в 4 часа утра. (Слайд 5)

В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось... (звучит речь Левитана- 6 слайд презентации.)

Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

(слайд 7, Звучит “Священная война” 1-й куплет)

Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые (8 слайд презентации.).

Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится (9 слайд)

-- “Все для фронта, все для победы ” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было (10,11 слайды).

А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов (12 слайд)

Тихо звучит песня “Мама”, три мальчика изображают у “костра” бойцов на привале, которые пишут письма.

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне..

Мальчики-бойцы складывают письма-треугольники и уходят.

Мирный труд советских людей был нарушен. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Героизм советских людей не поддается счету: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, Курская дуга, битва за Днепр. (Слайды 13,14)

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

И вот наступил долгожданный День Победы. (Слайды 15,16,17).

Этого события люди ждали 1418 дней. Более 20 млн советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания – метроном.) (Слайд 18)

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.

Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. (Слайд 23)

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Звучит песня “День Победы”.

МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети.
Мир - это спокойная и радостная жизнь.
Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

(Слайд 24,25)

День Победы наша страна празднует так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Прошло уже более полувека со Дня Победы, но мы до сих пор чтим память павших, кланяемся живым. (Слайд 26)

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии Простой солдат.

3. Классный час хочется закончить словами Роберта Рождественского:

“Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека

Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!”


Цель: формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
Задачи:
1. познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны;
2. расширить знания о Великой Отечественной войне;
3. воспитывать патриотические чувства; уважение к старшему поколению, чувство гордости за свою Родину.
Данный материал разработан в рамках подготовке недели "Памяти об участниках ВОВ..."...Материал подходит для проведения внеклассных занятий с учащимися различной возрастной категории, как с младшими школьниками, так и с учащимися среднего и старшего звена школы. Данное занятие включает чередование различных видов деятельности: беседа, прочтение стихов на военную тему, просмотр военный фотоматериалов и книг,а так же слушание аудиозаписей.
Мероприятие направлено на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, от которого завит будущее нашей страны.

Ход занятия

Звучит песня А. Зацепин, Л. Дербенев – «Давным-давно была война»
-Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час посвящен празднику, который с особым чувством - со слезами на глазах, отмечается в нашей стране, празднику, о котором знают и помнят люди во всем мире.
-Кто-нибудь может сказать, какой праздник приближается? (9мая)
-А что это за праздник, чему он посвящен? (Победе в Великой Отечественной войне)
-Верно, это 9 мая – День Победы. Мы родились и выросли на мирной земле. Для нас война - история. Память о войне – это, прежде всего – память о людях. Пройдут года, десятилетия, немало ярких и важных событий произойдет в жизни народа, но легендарный подвиг – Победа в Великой Отечественной войне – навсегда останется в нашей памяти.
- Великая Отечественная война – это событие, над которым не властно время, событие, которое мы никогда не забудем.
- Как вы думаете, зачем люди воюют?
- На земле люди много воевали. Войны были выгодны королям – они получали новые земли, наполняли свои кошельки золотом.
- Что такое война?
- Какие слова ассоциируются у вас с войной? (боль, слезы, герой, патриот, кровь, победа, память, весна).
- В 20 веке Адольф Гитлер начал самую страшную войну на свете. (портрет)
- Давайте пройдем дорогами войны и вспомним, как это было.
- Был летний воскресный день 22 июня 1941года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Тысячи юношей и девушек по всей стране встречали рассвет. Ничто не предвещало беды.
Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
-И вдруг, по радио донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все 4 долгих года.
- Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, уходили на войну наши деды, школьники становились солдатами.
(Ермакович Александр)
Шёл сорок первый …
В то тихое мирное время
Никто и не знал, что начнётся война.
Никто и не знал, что
Фашисты нагрянут сюда.
Об этом по радио все услыхали,
И на секунду страна замерла.
Летят самолёты. Обстрелы. Обвалы.
Горит ярким пламенем наша земля.
- Каждый прожитый день на войне был настоящим подвигом.
- Как вы понимаете слово – «подвиг»?
- Подвиг – это когда человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
-Бывает подвиг одного человека, двух, трех, а бывает ПОДВИГ НАРОДА – когда народ поднимается на защиту Отечества, на защиту своей Родины.

По плану Германии война должна была продолжаться 3-4 месяца. Но враг просчитался. И целых 4 бессонных года было до праздника Победы.
-В первые месяцы войны наша Армия отступала. За три недели наши войска потеряли очень много самолетов и танков. Очень много погибло наших солдат, многие были взяты в плен.
-Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага.
-Первыми приняли на себя удар советские пограничники. Небольшой отряд Брестской крепости (иллюстрация) свыше месяца вёл ожесточённый бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы окружили крепость, обрушили на неё массу бомб, но её защитники продолжали отбивать атаки противника.
-Никогда ещё вражеская армия не терпела таких тяжёлых поражений, как в боях с советскими солдатами.
-На стене Брестской крепости простой русский солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!»
1 ребенок
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас в глубь нашей страны.
2 ребенок
И один «островок» на границе,
Тот, который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
-Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун».
-Ребята, как вы думаете, что такое тайфун? (Ураган, уничтожающий все на своем пути).
-Вот так и Гитлер хотел тремя мощными ударами окружить и уничтожить нашу армию.
-Но мужественно встретила столица надвигающуюся опасность. Москвичи превратили столицу в неприступную крепость.
-Наш народ выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой. Была одержана победа в Московской битве.
-Давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
-Итак, столица была свободна, но был охвачен врагами Ленинград (сейчас Санкт – Петербург). В Ленинграде начался голод. От голода в Ленинграде погибло очень много человека.
-Среди героев Ленинграда были и юные жители города. Одна из них – 11-летняя школьница Таня Савичева (портрет). Она не стреляла в фашистов, не была. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Девять страничек из маленькой записной книжки, найденные в одном из ленинградских домов, потрясли весь мир. Обессиленная голодом, Таня крупными буквами изо дня в день вела эти записи:
«Женя умерла 28 декабря»
«Бабушка умерла 25 января»
«Дядя Вася умер 13 апреля»
«Дядя Леша умер 10 мая»
«Мама - 13 мая»
И три последние строчки заключают ее дневник:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Вот так погибла большая ленинградская семья. Не выжила и сама Таня. Ее вывезли из Ленинграда, но голод настолько испортил здоровье девочки, что она умерла.
-Не смотря на все Ленинград выстоял.
-В те далекие и страшные годы не было ни одной семьи, которую не затронула бы война. Отцы, деды, братья сражались на фронте. Женщины, которые не ушли на войну, работали сутками в госпиталях, лечили раненных, а дети помогали им.
За подвиги на фронте, в тылу врага, за работу на заводах и полях мальчишек и девчонок награждали орденами и медалями наравне с взрослыми.
Юные герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.

- 4 года шла война! В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу Германии и водрузили флаг своего отечества в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая немецким командованием был подписан акт о капитуляции Германии, т.е о прекращении военных действий.
-24 июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы прошел парад. Принимал его Маршал Жуков. Во время войны он проявил себя как один из величайших руководителей войск. В параде принимали участие солдаты и офицеры.
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?

-Посмотрите, дети на горящую свечу. На что похож огонек пламени? (ответы детей).
-Но этот огонь может в любой момент погаснуть. А где вы видели огонь, который горит всегда? Как он называется?
-Верно, есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата - «Вечный огонь». А почему могила так называется? (ответы детей).
- Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.
- Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь (Ученики вырезают с помощью шаблона «язычки» пламени. Приклеивают на приготовленный за ранее лист ватмана). Пусть такой же яркий огонь горит в наших сердцах в память о героях Великой Отечественной войны
-Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.
-Вы, ребята, помните, какое было сегодня утро, и вчера, и каждый день! Как хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день и целая жизнь. Что тебе ничего не угрожает.
(Семенова Софья)
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете.
Никогда! Никогда! Никогда!
-А теперь послушайте еще одно стихотворение, которое подготовили ваши товарищи.
1. По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий, славный юбилей
Побед советского солдата.

2. Проходят дни, идут года,
И сыновья отцов сменяют.
Но над нами никогда
Салют Победы не смолкает.

3. Тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты! Подарили вы планете
Великий май! Победный май!

4. По всей стране от края и до края,
Нет города такого и села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
- В завершении послушаем песню, посвященную победе в Великой Отечественной войне. Может быть, кто-нибудь знает, как она называется?
– «День Победы!»
- На этом наша встреча подошла к концу. До свидания! До новых встреч!

Конспект классного часа ко Дню Победы для 8-9 класса «Песня в солдатской шинели»

Песня так же может разить врага, как и любое оружие

А. Александров

Классный час, посвященный музыке военных лет.

Советские песни военных лет содержат огромный заряд нравственности и патриотизма. Этот заряд можно направить на патриотическое воспитание подростков. Песни военных лет - это классика советской песни. Знакомство с такой музыкой может дать детям критерии оценки музыкального произведения вообще и песни в частности. По форме это мероприятие можно назвать часом общения. В нем можно выделить две части: информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен), интерактивная беседа - обсуждение и музыкальная минутка - пение песен.

Цели : расширить представление детей о Великой Отечественной войне, ознакомить с историей создания знаменитых песен; формировать у детей положительное отношение к песням военных лет, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; пробуждать желание петь и слушать песни Великой Отечественной войны.

Подготовительная работа с детьми:

Подготовить творческую группу (6 детей), распределив материал информационного блока между ними (достаточно одной ксерокопии сценария);

Размножить слова песен, которые дети будут петь в конце классного часа.

Оформление : атрибутика времен Великой Отечественной войны (плакаты фотографии, патефон, изображения орденов и медалей); на доске - тема, эпиграф.

Музыкальное оформление : музыкальные записи песен («Землянка», «Темная ночь», «Синий платочек», «Священная война»).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок:

1. Песни против песен.

2. «Землянка».

3. «Темная ночь».

4. «Синий платочек».

5. «Священная война».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».

IV. Заключительное слово.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!».

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. Классический - значит образцовый, безукоризненный, безупречный. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. Давайте прочитаем тему сегодняшнего классного часа (читает). Теперь прочитаем эпиграф (читает). Как вы считаете, может ли песня быть бойцом или грозным оружием?

Примерные ответы детей:

Песня может быть бойцом, так как она ведет в бой.

Пока люди поют песни, они верят в победу.

Песня объединяет людей и делает их сильнее, поэтому она может быть грозным оружием.

Песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня - это грозное оружие.

В песнях солдаты поют о том, что им дорого, за что они будут воевать до последней капли крови.

Песня помогает солдатам в их фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с солдатами, а значит, песня тоже боец.

Классный руководитель. Действительно, песня - это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны. Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, песни поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. Песня - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Я передаю слово творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего классного часа.

II. Информационный блок

Песни против песен

Ученик 1. И песни действительно сражались!

Немецкий ученый Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен - повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрер и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.

Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы». Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о весне, о березках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких. Наша группа подготовила рассказ об истории создания нескольких песен. Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте или в тылу.

«Землянка»

(Звучит песня «Землянка».)

Ученик 2. Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь «песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке - начертил пять линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.

«Темная ночь»

(Звучит песня «Темная ночь».)

Ученик 3. Песню «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была буквально на одном дыхании. Фильм «Два бойца» снимался в 1942 г. на Ташкентской киностудии. Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей страной «темная ночь» войны.

«Синий платочек»

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ученик 4. Песенку «Синий платочек» московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 г. она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами.

Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила Шульженко. - В них было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с летчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкере» или «мессер» они посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский «мессершмитт». «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» - говорили солдаты и офицеры.

«Священная война»

(Звучит песня «Священная война».)

Ученик 5. Главная песня Великой Отечественной - «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...»

- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песне ее автор композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ученик 6. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А. Александров. Он был руководителем Ансамбля песни и пляски Красной армии. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Ученик 5. Вот что писали современники об этом первом исполнении (читает).

«...В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах...

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну"...»

Ученик 6. Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 г. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном»

Классный руководитель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни? Как в вашей семье относятся к этим старым песням?

Примерные ответы детей:

Эти песни очень любят бабушки, дедушки, родители, любят смотреть передачи, знают наизусть слова.

Когда в семье торжество и собираются все родственники, за столом всегда поют старые песни.

Такие песни, как «Священная война», нельзя петь просто так. Это очень сильная песня. Это что-то святое.

Впечатление - мороз по коже и комок в горле. Такое же и у родителей - прадедушка погиб на войне.

Классный руководитель. «Старые песни о главном» - в телепередаче с таким названием сейчас исполняют песни военных лет современные артисты. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих песнях?

Примерные ответы детей:

Любовь, дом, семья, дети.

Родина, свобода, чистое небо над головой.

Долг, верность, честь.

Классный руководитель. В начале классного часа мы говорили о том, что песни как солдаты, они тоже сражались. И главная песня Великой Отечественной - «Священная война» до сих пор на переднем крае. И в наше время она ведет бой. Вдруг стали появляться слухи, что якобы слова этой песни написал обрусевший немец еще в 1916 г. в связи с Первой мировой войной. А поэт Лебедев-Кумач присвоил их себе или попросту украл. Ученые-филологи разоблачили эту ложь. Во-первых, нет ни одного рукописного текста, принадлежащего перу этого самого немца, во-вторых, у Лебедева-Кумача сохранились Десятки черновиков с вариантами этого стихотворения, что свидетельствует о напряженной работе над текстом. Да и не могла появиться Такая песня перед Первой мировой войной. Солдаты не понимали сути этой войны и не хотели воевать - откуда взяться такому накалу патриотизма, такой энергии? Как вы думаете, зачем вообще были затеяны все эти обвинения? Казалось бы, ну какая разница, кто это написал?

(Дети высказывают свои предположения.)

Дело в том, что это не просто песня - это гимн величию народа, победившего фашизм. Чтобы очернить нашу Победу, начинают «нападать» на его песню... Это все то же назойливое стремление внушить нам мысль о нашей второсортности, неполноценности. Мол, что могут создать эти русские? Все великое только от немцев. Этот миф уже развеяли наши прадеды, водрузив красный флаг над рейхстагом. Несколько поколений наших людей получили хорошую прививку от этих мифов. Как же современной молодежи не попасть в плен к этим мифам?

Примерные ответы детей:

Нужно побольше узнавать о войне.

Нужно научиться уважать себя, свой народ, свою историю.

Классный руководитель. Действительно, нужно научиться уважать свою историю, свой народ, своих героев. Нужно иметь свое национальное достоинство.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти майские победные дни давайте вспомним и них.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!»

(Включается музыка, дети поют песни, о которых узнали в ходе классного часа.)

Просмотров