Как реагирует соня на признание раскольникова. «Вечная Сонечка»

«А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус.

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву.

Соня Раскольников

Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или Катерину «И кто меня тут судьей поставил? » Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!

Соня Раскольников

Абстрактного человечества, «убив других» Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого».

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Конкретных людей, «убив себя» Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

Раскольников - Соне

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.

Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Ф.М. Достоевский

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.

Ф.М. Достоевский

Для него человек есть не только

психологическое, но и духовное существо.

Н. Бердяев

Тема урока: «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони Мармеладовой». Анализ эпизода.

Цель урока – определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении эпизода меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Ход урока

  1. Организация начала урока – 1 мин.
  1. Мотивация начала урока

Учитель читает «Заповеди блаженства» (Мф.5:3-8)

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?

  1. Беседа по тексту гл.IV части 4 романа.

Какие события предшествуют этой встрече?

Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?

Обращаем внимание на детали , пытаемся их объяснить: Раскольников, « стараясь не глядеть на нее » прошел в комнату…Соня, « совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении »; « краска бросилась в ее бледное лицо »; « ей было и тошно, и стыдно, и сладко ». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова

Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?

(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?

(Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).

Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?

Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».

Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».

  1. Анализ диалога Сони и Раскольникова

Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?

(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).

Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?

Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; доводя ее до исступления. Она, «как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом ранили», по ее лицу пробежали судороги», потом она горько-горько заплакала.

Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»

Почему Раскольников, считая Соню «великой грешницей», поклонился ей?

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» - в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: Зачем Вам? Ведь Вы не веруете?...»

  1. Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Ф.М. Достоевский

Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?

(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).

Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?

Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?

Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?

Какую роль играет этот эпизод в романе?

  1. Анализ IV главы части 5 романа.

В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)

Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?

(принципиально разный подход к человеку: для Раскольникова все люди – или «твари дрожащие», или «властелины»; для Сони каждый человек – творение Божие, и жизнь его – во власти Создателя, перед Которым он сам несет ответственность. Вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и будет наказано самым страшным – отлучением от Бога, нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести.)

Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?

  1. Чтение сцены признания Раскольникова

Как Соня принимает признание Раскольникова?

В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?

Почему Соня считает, что Раскольникова «Бог…дьяволу предал!»?

(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)

Почему Раскольников говорит, что «для себя убил» и «себя убил, а не старушонку»?

Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?

(Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей)

  1. Подведение итогов урока

Почему Раскольников после признания стал «беспримерно несчастнее, чем прежде»?

Почему Раскольников не принял от Сони крест?

Вспоминая «Заповеди блаженства», как теперь вы ответите на вопрос?

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

  1. Домашнее задание
  1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?

Приложение

Евангелие От Иоанна

Глава 11

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

Разделы: Литература

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

Обрести Христа – значит обрести
собственную душу.

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

2. Сообщение учащегося.

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

3. Беседа.

Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

6. Беседа.

Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

7. Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

8. Сообщение ученика.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

9. Сообщение ученика.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

11. Беседа.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

14. Беседа.

Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

16. Домашнее задание.

Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу? (Письменная работа.)

Просмотров