К какой группе факторов относится этнос. Этнические группы людей

1.2.3. Этнический менталитет

1.2.5. Этнические чувства

1. Сущность и структура психологии этноса

[Под влиянием различных географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов у этносов формируются устойчивые психофизиологические механизмы восприятия и мышления , определяющие характерные для данного этноса способы выражения мыслей и эмоций, обычаи и традиции, формы поведения и общения, отношение к другим этносам и т.д.]

1) Психология этноса - совокупность характерных особенностей восприятия, мышления, поведения и общения, присущих каждому этносу.

2) Структура психики : рациональные (сознание ) и иррациональные (глубинные, неосознаваемые ) элементы психики.

3) Рациональный (лат. ratio – "разум") – разумный, осмысленный, целесообразный.

4) Иррациональный (лат.) – недоступный пониманию разума.

5) 1.1. Иррациональные (неосознаваемые)элементы психики: биосоциальные инстинкты и архетипы.

[После того, как психоанализ открыл роль подсознания на индивидуальном уровне, естественным шагом является осмысление роли бессознательного на социальном уровне.

Психологию больших социальных групп людей нельзя понять без анализа глубинных неосознаваемых структур психики.]

6)Архетипы (гр. archaios – "древний"; + typos – "отпечаток" – прообраз, первичная форма, образец ) - неосознаваемые базовые схемы представлений, общие для всех людей (независимо от их этнической принадлежности ).

Архетипы формируются на биологическом уровне и сами по себе не имеют этнических различий. Но проявляются они у разных этносов по-разному.

7)Инстинкт (лат. instinctus – побуждение, наитие) – врожденная форма поведения; внутреннее чутье.

[З. Фрейд указал на сексуальность человека, как на характеристику, имеющую фундаментальное значение для анализа его поведения в обществе. Но эта характеристика не единственна. Существует ряд других, среди которых можно назвать стремления к обладанию собственностью , к свободе (т.е. к самостоятельному выбору и нестесненности своих действий ), к удовлетворению своих потребностей (эгоизм ) и др. Это – основные инстинкты человека, укорененные в нем. Во всех исторических эпохах - при самых разных моделях экономики и состояниях общественного сознания - мы обнаруживаем всегда одно и то же: человеческие радости и страдания, любовь и ненависть, стремление к роскоши и жажду власти, беззаветную веру и готовность к самопожертвованию.

Если этнический менталитет и этническое самосознание формируются в течение веков, то в сфере подсознания каждое новое поколение людей начинает с одного и того же стартового комплекса инстинктов человеческой натуры. Развитие в области подсознания начинается всякий раз как бы с одной и той же точки. Вот почему люди разных исторических эпох так похожи .

Но на протяжении жизни человека его подсознание не остается неизменным. Под влиянием развивающегося сознания и изменения условий социальной среды одни стремления и инстинкты в подсознании угасают, подавляются, уходят в тень; другие, напротив, возрастают, усиливаются. Подсознание людей по-разному реагирует на различные внешние условия, и отсюда своеобразие облика человека каждой эпохи .

Процессы, происходящие в сознании и подсознании, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На уровне подсознания происходит "чистый" прием (регистрация ) поступающей извне информации: жизненная реальность воспринимается подсознанием такой, как она есть.

Сознание же заменяет регистрацию информации ее селекцией , производя отбор на основе некоторой (например, идеологической ) установки или стараясь как бы не замечать тех фактов, которые ей противоречат.

Иными словами, подсознание видит вокруг себя все, сознание – только то, что ему хочется видеть . Это позволяет сознанию в течение более или менее длительного времени игнорировать реальность, логически подстраивая ее под свою установку. Недаром отмечено: самый опасный плен – это плен собственной любимой мысли

Но стоит давлению внешних жизненных обстоятельств усилиться и достичь определенной критической отметки, как подсознание начинает диктовать свои условия; преодолевая сопротивление сознания, ломая ставшими уже привычными схемы, оно заставляет признать реальное положение вещей. В этот момент и происходит осознание человеком того, что уже усвоено им на уровне подсознания и до поры дремлет там.

Эта модель индивидуального психологического механизма изменений в сознании проецируется на социальный уровень .

Без социального психоанализа нельзя понять психологию этноса. Наряду с самосознанием подсознание определяет природу этнических чувств и отношения к другим этносам.]

8) 1.2. Этническое сознание

9)Структура этнического сознания :

· этнический темперамент,

· этнический характер,

· этнический менталитет,

· этническое самосознание,

· этнические чувства и настроения.

10) 1.2.1.Этнический темперамент - определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы и проявляющийся в темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, социальной дистанции, открытости проявления чувств.

Своеобразие этнического темперамента объясняется влиянием климатической среды, образом жизни, родом занятий, спецификой этнической культуры.

Если тип индивидуального темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ) обусловлен силой нервной системы, ее подвижностью или возбудимостью, то этнический темперамент не зависит от типа нервной системы , он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

11) Экспрессивность (лат. exspressio – "выразительность, сила проявления") - склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их.

12) Репрессивность (лат. repressio – "подавление") – подавление эмоций, самоконтроль.

Есть народы, в характере которых доминирует экспрессивность .

К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность , и которые рассматривают свободное, необузданное проявление чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное.

В обыденном сознании обычно выделяют "горячий" темперамент южных народов и "холодный" темперамент северных.

В науке больше принято говорить не о национальном темпераменте, а о специфическом сочетании отдельных его свойств у представителей конкретной этнической группы.

[Например, англичанин, получив известие о несчастье, останется невозмутимым, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец - улыбаться, чтобы не огорчить других.]

13) 1.2.2. Этнический характер - исторически сложившаяся система отношений этнической группы к различным сторонам окружающей действительности , проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении.

[К чертам национального характера относятся такие качества, как активность-инертность, ответственность-безответственность, достоинство-чувство превосходства или чувство неполноценности, уверенность-нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность-расточительность, выносливость-изнеженность, искренность-лицемерие (лживость, ханжество), простодушие-хитрость (расчетливость), храбрость-трусость, сострадание-равнодушие, открытость-замкнутость и др.

В реальности каждый народ является носителем той или иной комбинации перечисленных качеств, что и определяет его место среди других народов.

Так, трудолюбие (в той или иной мере ) присуще всем этническим группам и общностям. Оно проявляется в таких в формах, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д.

Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других народов. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.]

14) 1.2.3. Этнический менталитет – психофизиологические и культурные особенности восприятия и осмысления окружающей действительности, характерные для данного этноса ("способ видения мира ").

В основе менталитета лежат социальные представления – как особая форма коллективного знания, усваиваемая индивидами.

15) 1.2.4. Этническое самосознание сформировавшаяся в общественном сознании этноса система представлений о себе (как отдельной целостности со своими этническими особенностями, отличающими данный этнос от других этносов ) и о других этносах .

В основе этнического самосознания лежит разделение всех людей на "мы – они".

Ощущение и осознание этносом себя как этнической целостности – основа социальных взаимосвязей людей, составляющих этот этнос. Разрушение этнического самосознания приводит к распаду этноса.

Этнический менталитет и этническое самосознание находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии, т.к. насколько "способ видения мира" зависит от представлений субъекта о самом себе, настолько и эти представления зависят от особенностей его восприятия и мышления.

16) Компоненты этнического самосознания : этническая идентичность и этнические представления (этнические стереотипы и автостереотипы ).

17) Этнический стереотип (гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ какой-либо этнической группы или общности.

18) Автостереотипы (гр. autos – "сам"; + гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – устойчивые представления этносов о своих качествах.

19) 1.2.5. Этнические чувства - эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.

[Этнические чувства людей рождаются внутри этнических групп, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке, благодаря чему и возникает особое чувство привязанности к своему этносу, его традициям, культуре, быту, обычаям.]

Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны и подвижны, чем этническое сознание.

20) Позитивные этнические чувства - чувство национальной гордости, любви к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам.

21) Негативные этнические чувства - существуют в форме национализма, шовинизма, национальных и расовых предрассудков, состояния отчужденности по отношению к другим этническим группам и т.д.

22) Комплиментарность (фр. compliment – "лестное замечание, комплимент") – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на "своих" и "чужих".

Л.Н. Гумилев определил этнос как коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии или антипатии общности людей (определяющего деление на "мы-они" ).

23) Этнические вкусы – психологические явления оценочного характера (поскольку различные явления рассматриваются с позиций эталонов вкуса, принятых в данной этнической группе ).

С их помощью формируются образы "хороших" и "плохих" народов и тем самым создается позитивное или негативное к ним отношение.

24) Этнические интересы выражают мотивы деятельности и поведения представителей той или иной этнической группы, служащие сохранению ее единства и целостности .

[Мировой истории известно огромное число примеров столкновения этнических интересов различных этнических групп и общностей, которые чаще всего становились причинами вооруженных конфликтов или войн. Особенно часто подобного рода события возникают в периоды обострения межэтнических противоречий.

Попытка ограничить или ущемить этнические интересы всегда рассматривается как покушение на жизненные устои группы, как угроза ее безопасности. Поэтому этнические группы и общности, обладающие развитым этническим самосознанием, обычно не поступаются своими интересами, защищая их всеми возможными способами.

В то же время для обеспечения своих интересов этнические группы могут пойти на сознательное ущемление интересов других этнических групп.]

25) Мотив (фр. motif ) - побудительная к действию причина.

26) Четыре типа мотивации социальных действий (по классификации М. Вебера):

· целерациональное действие,

· ценностно-рациональное действие,

· традиционное действие,

· аффективное действие.

27) Аффект (лат. affectus – "душевное волнение, страсть") – кратковременное бурно протекающее эмоциональное переживание.

2. Этническая идентификация личности

28) Идентичный (лат. identicus ) – тождественный, одинаковый.

29) Этническая идентификация (лат. identificare – "отождествлять") – причисление человека к этнической группе (общности).

30) Факторы этнической идентификации : морфологический и культурно-психологические.

31) Морфологический фактор этнической идентификации – отсутствие очевидных внешних различий.

[Если явных морфологических различий во внешности нет, то группа примет индивида, даже если по крови он "чужой". Такой легкий путь выбора своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских и украинцев, культура и облик которых во многом близки.

Очевидные внешние различия могут затруднять этническую идентичность. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо этнической общности (например, дети от смешанных в расовом отношении браков ) часто оказываются чужими для этой общности: кем бы сам себя ни осознавал мулат, но для белых он - негр, а для черных - белый.]

32)Культурно-психологические факторы этнической идентификации – это совокупность особенностей жизнедеятельности этноса, естественных и привычных для членов данного этноса и неизвестных, непонятных и чуждых для иностранцев.

Это – традиции общества и его неписанные законы .

Это система ценностных ориентаций , определяющих жизненные цели данного этноса (система не всегда осознанная, но формирующая и воспитываемая в течение всей жизни человека с момента его рождения, становящаяся неотъемлемой частицей его души ).

Это отличительные признаки этноса : в языке, религии, искусстве, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, передаваясь из поколения в поколение, и образуют специфическое своеобразие каждой этнической культуры.

33) Этническая идентичность- ощущение индивидом себя частью определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп ("Я – русский" ).

Ощущение себя членом какой-либо (и в том числе этнической ) группы дает человеку чувство психологического равновесия, он не чувствует себя одиноким и беспомощным. Среди людей, близких по языку и культуре, человеку комфортно, с ними ему достаточно легко взаимодействовать ("Мы с тобой одной крови" ).

У человека, покинувшего свою этническую территорию и находящегося среди представителей другого этноса, как правило, обостряется этническое самосознание. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он чувствует себя уверенней. Чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что он принадлежит к определенной этнической группе и не одинок в этом мире.

34) Чувство социабильности - потребность человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе (притом, чем больше и мощнее группа, тем увереннее, "защищеннее" чувствует себя субъект, к ней принадлежащий ).

35) Этническое самоопределение – процесс осознания человеком себя как представителя определенного этноса (этническое самоопределение ).

[Новорожденный ребенок не имеет возможности выбирать себе национальность. С появлением на свет его личность формируется в определенной этнической среде - в соответствии с ее установками и традициями.

У человека, родители которого принадлежат к одной и той же этнической группе (и в ней же проходит его жизненный путь ), как правило, не возникает проблемы этнического самоопределения.

Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической группой, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание .

В практике повседневной жизни индивидом усваивается язык, культура, традиции, социальные и этические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не вступая в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.]

36) Механизмы этнического самоопределения подражание, принуждение, свободный выбор .

Этническое самоопределение может происходить:

1) на основе подражания (индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической группы, в которой он живет – механизм социальной автосинхронизации );

2) на основе принуждения (индивид вынужден подчиняться традициям и ценностным ориентациям этнической группы);

3) на основе свободного и осознанного выбора . В этом случае индивид может отказаться от своей этнической принадлежности и стать космополитом. Но этот отказ всегда основывается на свободном выборе.

37) Характер этнической идентичности – эмоциональная оценка своей этнической группы. Может иметь позитивный или негативный характер . Во многом зависит от социального статуса этноса.

· [Высокий социальный статус (в прошлом или настоящем ) может порождать чувство национального превосходства, выражающееся в стремлении подавлять другие народы, властвовать или доминировать над ними.

· Низкий социальный статус может порождать чувство национальной неполноценности, представление о непрестижности принадлежать к своему народу и готовность отказаться от нее.]

38) Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса.

39) Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных.

40)Референтная группа – реальная или условная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении.

41) Основныетипы этнической идентичности

1. Нормальная идентичность: образ своего народа воспринимается как положительный , имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.

2. Этноцентрическая идентичность: некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней.

3. Этнодоминирующая идентичность: этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д .).

[Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность.

Такая идентичность обычно сопровождается признанием "прав народа" выше "прав человека", представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности "этнических чисток", стремлением "не смешиваться" с другими этносами.]

4. Этнический фанатизм: абсолютное доминирование этнических интересов и целей , часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия.

Это крайне агрессивная форма идентичности.

5. Этническая индифферентность: практическое равнодушие к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов.

Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.

6. Этнонигилизм ( космополитизм): полное отрицание этничности , любых этнических и этнокультурных ценностей.

Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами.

Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.

7. Амбивалентная этничность - тип с явно невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде.

42) Амбивалентность (гр. amphi – "вокруг, около, с обеих сторон" – приставка, обозначающая двойственность, двойную функцию ; + лат. valentia - "сила") – двойственность переживания , выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют специфику психологии этноса?

2. Какую роль в жизнедеятельности людей играют архетипы?

3. Раскройте механизм взаимодействия сознания и подсознания.

4. Какие психологические механизмы определяют схожесть и различия людей разных исторических эпох?

5. Чем определяется соотношение в поведении людей рациональных и иррациональных факторов?

6. В каком соотношении находятся понятия "этническое сознание" и "этнические чувства"?

7. Дайте краткую характеристику национального характера Вашего этноса.

8. Как проявляется национальный характер Вашего народа в Вашем собственном поведении? Какую роль играет этническая психология в жизнедеятельности людей?

9. Прочитайте фрагмент статьи В.М. Межуева "О национальной идее" и кратко сформулируйте суть этого текста.

10. В каком соотношении находятся понятия "национальный интерес" и "национальная идея"?

11. Является ли наличие национальной идеи необходимым условием сохранения целостности этноса?

Лекция 12. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

1. Актуальность проблем национальной политики.

2. Дискриминационные типы межэтнических отношений.

3. Межэтнические конфликты.

3.1. Актуальность проблемы этнических конфликтов

3.2. Природа этнических конфликтов и их специфика

3.3. Причины возникновения этнических конфликтов.

3.4. Фазы развития этнических конфликтов

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ

Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

В социологии принято, что «этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы - чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив.

В современном обществе многие русские имеют слабое представление о прошлом своего народа, а набор идентификаторов становится все уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, - интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько исторических пластов, в том числе и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам - невозмутимость перед опасностью, не столь очевидны, и возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, - это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей.

2. ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции (потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», - завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

Этническая культура - совокупность обычаев, набор традиций, багаж верований, ценностей. Общество, которому она характерна, руководствуется этими постулатами (хотя отдельные участники могут быть исключениями из правила). Если большая часть участников сообщества придерживается некоторой этнической культуры, ее можно читать доминантой, господствующей. Кроме этнической, такую роль может играть национальная. Многое зависит от специфических особенностей организации конкретного общества, а также многочисленности населения державы, о которой идет речь.

О чем идет речь?

Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура - это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура - это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.

Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой - поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.

База нашей повседневности

Категорически нельзя недооценивать нижний слой. Он включает в себя такие особенности этнической культуры, которые наиболее устойчивы, так как обусловлены традициями, насчитывающими долгие столетия. Принято говорить, что именно такими элементами сформирован этнический, национальный каркас. Подобный подход к рассмотрению структуры явления позволяет связать наследственность и обновление.

Если основа этнической культуры приходит из прошлого, то обновления могут быть связаны с разными процессами. Принято выделять экзогенные факторы, когда нечто новое заимствуется из другой культуры, а также эндогенные, то есть сформированные народностью при развитии и совершенствовании как естественном процессе продвижения вперед, а вот внешнее влияние на них не оказало влияния, требующего учета.

Из поколения в поколение

Преемственность, свойственная этнической, национальной культуре, а также стойкость формирующих ее элементов объясняется особенностью передачи информации между поколениями. Задействуются традиции, в отправлении которых участвуют представители одного поколения, при этом такие действа растягиваются на годы, десятилетия. Впрочем, есть ситуации, когда определенная традиция характерна лишь только ограниченной части - смежным возрастным прослойкам.

Не менее важны для этнической и национальной культуры межпоколенные традиции. Такие затрагивают очень длинные временные промежутки. Механизм незаменим, когда речь идет о передаче новому поколению ценностей, определявших жизнь предков.

Традиционная этническая культура

Принято обозначать таким термином ситуацию, когда некоторое количество людей меж собой связаны происхождением, деятельностью, которую они ведут сообща, единством. Это очевидно показывает, почему в разных местностях формируются достаточно сильно отличающиеся друг от друга по сути и характеру этнические культуры.

Явлению характерна ограниченность по территориям, привязка к местности, обособленность социального пространства. Нередко этническая народная культура предполагает некоторое племя, группу людей или сформировавшуюся под влиянием некоторого фактора общину. Именно ограниченность - ключевая особенность этнической культуры. На первое место для всех участников сообщества выходят привычки традиции. Очень тесно связаны такое понимание этнической культуры и язык, который характерен этой группе людей. Методы общения, особенности выражения мысли, правила поведения, принятые обычаи сохраняются из века в век, передаются между поколениями. Очень важны семейные связи, соседские, помогающие сохранить эту информацию и передать ее молодежи.

Особенное внимание

С точки зрения функционализма особенно важные признаки этнической культуры связаны с бытом, свойственным национальности. Культура, связанная с повседневностью и ведением дел, - это в некоторой степени синтезированный объект, сформированный результатами активности многих человек на протяжении нескольких поколений. Также этническая культура отражает общественное сознание, связанное с бытовыми вопросами, накопленную общественностью базу данных, информации, помогающей сориентироваться при решении обыденных задач.

Этническая культура представляет собой комплекс таких инструментов, посредством которых каждого нового члена сообщества можно без особенных сложностей приобщить к достижениям, ценностям, характерным и типичным для этого этноса. Наиболее актуально это для явлений непреходящего характера. Личность получает своеобразный нравственный, духовный облик, обусловленный принадлежностью к социальной группе. Это позволяет ориентироваться в жизни, выработать индивидуальную позицию и определиться с ценностями и направлением развития. В некоторой степени можно сравнить ценности этнической культуры с родником: она также питает человека.

Сила и стойкость

Считается, что этническая культура - это источник уверенности в себе на базовом уровне. Информация, которую человек получает от своих соплеменников, помогает сформироваться личности полноценной и сильной, на основании чего относительно легко сформулировать принципы оправдания жизни. Чем сильнее и насыщеннее этническая культура, тем проще принадлежащему к ней индивиду справляться со сложностями в повседневности, с ударами судьбы, потрясениями, катастрофами, в том числе крупномасштабными социальными.

Считается, что этническая культура сильно влияет на личность, так как вынуждает бороться со свойственной людям пассивностью. Наиболее характерные черты этнической культуры - отрицание созерцательности, требование активности, принятия участия в общественных действиях. Это выражается в социальном характере обрядов, празднований, мероприятий разного рода. Народные традиции позволяют всем участникам узкого социума проявлять собственные таланты, способности, тем самым приобщаясь к единому духу нации. С одной стороны, это помогает развиваться индивиду, в то же время положительно влияет на культуру этноса, привносит в нее новое, укрепляет существующее веками, помогает сохранить информацию и передать ее следующим поколениям.

Важность этнической культуры

Современный подход к пониманию явления предполагает, что термином обозначают такую систему ценностей, норм поведения, которые общеприняты в пределах некоторого этноса. Культура в таком понимании - способ деятельности, внебиологические систематизированные механизмы, позволяющие эффективно стимулировать, программировать, воплощать в реальность человеческую активность. Такой подход к пониманию термина позволяет говорить о его первичной роли как компонента, помогающего образовать народность и сохранить ее целостность на протяжении многих веков. На основании исследования этнической культуры можно говорить, что общность - это некоторое образование, внутри которого есть культурные связи в наиболее широкой трактовке слова.

Развивая тему, необходимо отметить, что этнос - общность, которая образована носителями конкретной культуры, которая, в свою очередь, является структурой, осложненной системами самосохранения. Это помогает каждому участнику этноса адаптироваться к внешним условиям, культурному, политическому окружению общности, природе. Жизнедеятельность всех участников этноса, их общение с применением собственного языка и другие бытовые аспекты помогают закреплять свойственные национальной культуре модели.

Функциональная нагрузка

По мнению ряда теоретиков, основная функция, возложенная на этническую культуру - обеспечение защиты индивида, его психики. Всякий человек подсознательно ощущает себя в опасности, приходящей из внешнего мира, причем источник тревоги редко можно сформулировать - это буквально «все», что нас окружает. Для активности во враждебных условиях человеку необходимо определиться с тем, что вызывает наибольшее ощущение опасности, сформулировать ключевые факторы. Во многом, этническая культура становится источником информации о таких опасностях, поэтому нет нужды познавать все «на собственной шкуре».

Если человек не предпринимает попытки рационализировать повседневность, он лишает себя возможности осмысленно действовать. Рационализация помогает трансформировать общее состояние тревожности в конкретные образы, связанные с опасностью. Это сопровождается формулированием образа действия в опасных условиях, отрицательных, враждебных ситуациях. Этническая культура дает некоторые готовые шаблоны, позволяющие преодолевать опасность, избегать ее, что несколько сокращает необходимость собирать «шишки» самостоятельно.

Уверенность и знания

Современный человек вынужден выживать в огромном и опасном мире, представление о котором с рождения не заложено, и информацию приходится постепенно собирать буквально по крупинкам. Для продвижения вперед необходима уверенность в себе, которая достигается наличием специальных знаний или инструментов, талантов. Начало действия обычно сопровождается предварительным сбором информации об обстоятельствах, которые помогут прийти к успеху. Необходимо знать, какие качества нужны человеку, начинающему активность, чтобы достигнуть в ней успеха.

Этническая культура помогает ответить на все эти вопросы, не приступая непосредственно к деятельности. В некоторой степени это призма восприятия окружающего мира, набор парадигм, в соответствии с которыми человек реализует повседневность. Это дает защиту, что и является главной особенностью и функцией этнической культуры.

Особенности формирования

Считается, что ключевой стимул, который инициирует процесс становления этнической культуры - это стремление людей адаптироваться ко внешним условиям, постоянно меняющимся на протяжении жизни человека, поколения, нескольких поколений. Одновременно с этим общественное производство также приводит к изменению внешних условий, вынуждая индивидуумов адаптироваться к этому, следом меняется структура общества в целом. Изменения обычно происходят постепенно, но в ретроспективе можно заметить факторы, их спровоцировавшие.

Современная теория развития культуры и общественности предполагает понимать культурогенез как совокупность многочисленных процессов в прошлом и настоящем. Рассматриваются все народности, разные эпохи и времена. Такой термин включает в себя исторические изменения, динамику развития социума, изменчивость культурных особенностей, что суммарно является непрерывным процессом появления феноменов культуры и трансформации существовавших ранее.

Особенности становления культуры во времени

Принято говорить о расслоении: верхней, нижней части культуры, характерной некоторому этносу. Оба этих слоя не остаются стабильными, постоянно происходят изменения. Культурные ценности, позволяющие реализовать потребности обширных масс населения, со временем упрощаются, народ сам генерирует новые такие ценности - достаточно простые, не имеющие четкого следа индивидуальности личности, сотворившей некоторое явление или объект. Определенные ценности, появившись в верхних слоях, проникают вниз, в ходе чего упрощаются, меняются, происходит подстройка под требования широких масс. Новые объекты приспосабливаются под уже заправляющие в умах народа. В то же время верхние культурные слои строятся по иной логике.

Свойственные широким массам культурные ценности - это не то, что может удовлетворить всех и каждого. Обязательно находятся индивидуумы, для которых общепринятые ценности неприемлемы, неприменимы или не ценны. Такие принимают меры по усовершенствованию общепринятого, что происходит посредством приспособления под собственные вкусы. Нередко ценность в ходе такого видоизменения становится недоступной широким массам, зато оказывается актуальной для узкого сообщества, господствующего в этносе. Это помогает пробиться в культурные верха.

Генерируя и перенимая

Некоторый объем культурных ценностей, характерных доминирующим слоям этноса, создается внутри этого узкого сообщества, причём участие могут принимать как все члены «верхушки», так и некоторый ее процент. Продукт такой работы более тонкий, подстроенный под требовательные вкусы. Если сравнивать его с культурой, характерной для широких масс, здесь будут более сложные ценности, недопустим элементарный подход.

Тем не менее, зачастую отправная точка - это нечто, генерируемое принадлежащим к низкому культурному слою индивидуумом. Значит, народные массы становятся источником ценностей, применяемых для бытового обихода. Процесс достаточно сложный: хотя автор и является индивидуумом из нижнего слоя, широким массам эта ценность приходит в рамках упрощения идеи, принятой «верхушкой». Взаимодействие, постоянный обмен информацией, достижениями - суть любого человеческого сообщества. Активизация обмена сведениями зачастую провоцируется переменчивостью состава, численности высшего слоя общества.

Особенности русской этнической культуры

Рассматривая это общественное явление, нужно помнить, что широкие массы нашей страны - это довольно разрозненное сообщество. Сложный этнографический характер, обилие тесных связей с разными культурами других племен и народностей оказали сильное влияние на становление этнических особенностей современной России. Базовым элементом выступает славянский, но даже облик предков для многих в настоящее время представляется очень слабо - его лишь передают некоторые языковые образы, знакомые многим из литературных произведений. Известно, что ранее существовал общий язык, который в настоящее время тоже безвозвратно ушел в прошлое.

Славяне, в свою очередь, были частью индоевропейцев, что предрешило культурный облик этноса. Тесные связи с югом, востоком и западом были обусловлены тем, что племена поселились в центре и вынуждены были поддерживать взаимоотношения со всеми соседями. Со временем славяне разделились на несколько ветвей, каждая из которых наладила тесные связи с ближайшими соседями по сторонам света. Это также оказало сильное влияние на формирование этнической культуры. Со временем стало ясно, что классическая особенность русской этнической культуры - стремление верхнего слоя к традициям, заимствованным из других народностей, что сопровождалось переработкой информации под привычный образ жизни, а то время как нижний культурный слой жил своими корнями, что провоцировало четкое разделение общества на два уровня.

Расы и природные условия

Предполагают, что человек появился в одном центре, а затем расселился по территории Земли. В конце палеолита выделились 2 очага расогенеза: западный (негроидная и европеоидная), восточный (монголоидная). Расогенез – процесс расовой дифференциации человечества в первобытную эпоху по мере расширения ойкумены. Смешиваясь и расселяясь по территориям с разным климатом и рельефом, и образовались современные расы. Люди жили в разных природных условиях, оказывающих на них сильное влияние. Так, у представителей негроидной расы, живущих в экваториальных и тропических широтах, кожа сильно облучается Солнцем. Организм в течение тысячелетий приспосабливался к избытку солнечных лучей, вследствие чего в коже выработался пигмент – меланин, который задерживает часть лучей и предохраняет организм от ультрафиолетового излучения. Поэтому кожа у негроидов приобрела темную окраску. Жесткие и курчавые волосы образуют вокруг головы естественную воздушную подушку как бы «шапку» надежно защищающую ее от перегрева. Терморегулирующее значение имеют форма носа, строение губ, количество потовых желез в организме (утолщенные губы и широко открытые ноздри облегчают испарение влаги через слизистую оболочку).

В средних и высоких широтах формировались народы белой расы. Земная поверхность получает меньше солнечного тепла, то в коже европеоидов вырабатывается пигмент лишь в разгар лета. Жители северных стран отличаются узким носом, препятствующим вдыханию слишком большего количества холодного воздуха.

Там где проживают народы монголоидной расы, часты ветры и даже бури с пылью и песком. В связи с этим разрез глаз у людей сделался уже, словно прищуренный взгляд, образовался эпикантус. Это связано с формированием расы в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим континентальным климатом, с резкими суточными и сезонными колебаниями температур.

ТЕМА 9. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЭТНОПСИХОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Этническая общность (этнос) – исторически возникший вид социальной группировки людей, который обладает совокупностью признаков: единством территории, хозяйственно-бытовых особенностей, психики, а также самосознанием, которое фиксируется самоназванием. Ни один из признаков не является главным и непременным, отличающим один народ от другого.

Выделяют временные типы этносов: племя, народность, нация. Самым ранним было племя. Оно появилось одновременно с возникновением вида человеческого Homo sapiens. В основе – кровнородственные связи, которые затем заменяются территориальными. Позже появляются союзы племен (соплеменность), на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Сейчас племена встречаются редко и в основном у кочевых народов (индейцев Америки; бушменов юга Африки). С ростом общего разделения труда, появлением классового общества и образованием государств начинает складываться более сложный этнос – народность . Народность – историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность. Формирование народности заканчивается в эпоху феодализма. Господство натурального хозяйства, замкнутый образ жизни привели к образованию различных диалектов речи. Возникновение письменности создало предпосылки для формирования государственных языков на основе одного из диалектов. Высшей этнической общностью является нация , она характеризуется большей степенью развития культуры (развитый литературный язык, письменность, театр и т.д.) и экономики, общностью территории, общими чертами национального характера, большим четким этническим самосознанием. Иногда в формировании нации участвуют несколько народностей (французская – из северофранцузской и провансальской). Более мелкие народности могут и не сформировать нацию. Формируются нации в разные периоды времени (так, английская сложилась в XVI в.; русская – в XVII-XVIII в.; белорусская – в XIX в.). На Земле насчитывается свыше 3 тыс. этносов. Абсолютное большинство их малочисленны – менее 1 тыс. человек каждый. Около 50% всего населения Земли приходится на 10 крупных народов с численностью населения свыше 100 млн. каждый: китайцы-хань, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, пенджабцы, бехарцы, мексиканцы.


Типы этносов : суперэтнос (славяне), этнос (русские), субэтнос (казаки). В ходе поступательного развития человечества процессы этнического разъединения, которые были свойственны на ранних стадиях, сменились процессами объединения этносов. Выделяют 2 вида:

1) консолидация – процесс объединения родственных этносов и образования более крупных;

2) ассимиляция – процесс поглощения более крупным и развитым этносом другого более мелкого (бывает насильственной и естественной).

Процесс сближения различных этносов без слияния их в единое целое – межэтнической интеграцией .

Для рассмотрения феномена культуры этнического типа прежде всего необходимо определиться с набором основных понятий и принять за основу логическую систему, в рамках которой эти понятия будут иметь место.

В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным С.Широкогоровым; понятие это имеет достаточно широкий ряд определений, каждое из которых раскрывает его с той, или иной стороны.

Кроме того, существует ряд концепций и наиболее популярных теорий, в рамках каждой из которых так же рассматривается предмет этноса и по-своему трактуется этот термин. Отметим наиболее распространенные из них:

I. Примордиализм или эссенциализм - в этнологии (этнографии), одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками.

Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях, развивавшимся на основе установок философского эссенциализма. В рамках примордиализма развивались эволюционистские представления об этносе, расистские учения об этносе С.Широкогорова и В.Мюльмана, дуалистическая концепция Ю.Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л.Гумилёва и др. Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе, поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. В рамках данного подхода предполагается, что этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками, и можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого;

1. Дуалистическая теория этноса -- концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю.Бромлеем.

Ю.Бромлей считал, что человечество, несмотря на своё единое целое в биологическом отношении, тем не менее развивается согласно общим социальным законам и распадается на большое число исторически сложившихся общностей, среди которых особое место занимает этнос, как особая разновидность человеческой интеграции. Отличительной особенностью этноса от других человеческих общностей являются крайне прочные связи и отношения, которые сохраняются в разнообразных формах организации общества.

Дуалистическая теория, следуя примордиалистской парадигме, выделяет стабильное ядро этноса, сохраняющееся на всем протяжении истории (ему было дано наименование этникос). К этникосу Ю. В. Бромлей относил совокупность культурных элементов, а именно язык, материальную культуру, нормы поведения, психический склад, самосознание и самоназвание (этноним). Важнейшей характеристистикой этникоса считается этническое самосознание;

  • 2. Социобиологическое направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям;
  • 3. Теория Пьера ван ден Берга переносит на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагает, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы. Этнос, согласно Пьеру ван ден Бергу - это «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ван ден Берг объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда. Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором;
  • 4. Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва) - оригинальная пассионарная теория этногенеза, созданная Л.Н.Гумилёвым.

Этнос здесь является одним из видов этнических систем - он всегда входит в состав суперэтносов - и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций, а уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Подробнее понятие этноса с этой точки зрения будет рассмотрено ниже.

II. Конструктивизм, согласно которого, этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на различной основе, в зависимости от того, как наиболее эффективно один этнос отличается от другого. К этническим маркерам относятся физический облик, религия, язык и т. п.

III. Инструментализм, рассматривающий этничность как инструмент (с его помощью люди добиваются тех или иных целей), который, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются два направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм (первый акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств, второй объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп).

В рамках данной работы для рассмотрения феномена культуры этнического типа мною предлагается рассматривать этнос с точки зрения пассионарной теории этноса, сформулированной Л.Н.Гумилёвым (1908 - 1992). Учёный придерживался принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: "этноса" и "пассионарности". Этнос здесь - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Он, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза, по Гумилёву, составляет примерно 1,5 тысячи лет.

Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:

  • 1) подъем пассионарности;
  • 2) пассионарный перегрев;
  • 3) медленный спад;
  • 4) фаза надлома;
  • 5) инерционный или цивилизационный период.

После этого этнос или распадается, или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит, по всей видимости, от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольших полосках земной поверхности в пределах «наблюдаемого горизонта», формирует пассионарность в людских сообществах, складывающихся под влиянием пассионарного толчка в этносы и способствует их высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути, по мнению Гумилёва, этнос получает из космоса.

Согласно мнению Л.Н.Гумилёва, этнос-естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию; а если более кратко- коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Таким образом, у нас появляется отчетная точка, позволяющая осуществить переход к освещению собственно рассматриваемого вопроса- понятию этнической культуры.

Просмотров