Фашизм в италии и германии. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма Итальянский и немецкий фашизм сравнение

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:

1. "Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется."
Ну что-ж если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром "Эллочки-людоедки" и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.
2. "Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет."
Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассматреть как частный случай можно - но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти "случаи" попадут еще куча других "-измов"). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Ниже предлагается небольшая работа (основано на "еврейских источниках" (!) (что заметно), чтоб не было претензий типа: не нужны мне тут статьи заядлых националистов).

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

Часть 2. Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство - «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». (2)

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо... отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения». Этот признак в полной мере относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Часть 4. Сходства

Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравнивая диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов:

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории видим, что это так.

Тоталитаризм - это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Конец
/nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif" target="_blank">http://nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif) 100% 50% no-repeat rgb(236, 236, 236);" target="_blank">

"Фашизм, в отличие от нацизма, никогда не представлял собой стройной идеологии. Итальянский фашизм был напичкан массой самых разных, порой противоречащих друг другу, идей, риторических уловок, эмоциональных демагогем и пропагандистских вбросов. Именно поэтому итальянский фашизм, будучи, без сомнения, диктаторским, никогда не был тоталитарным режимом. Он не был подчинён одной единственной цели и уж тем более не имел даже чисто теоретических средств её достижения. Он лепился на ходу, став, скорее, политическим пугалом, нежели серьёзной идеологией. Другое дело – нацизм. Ему, конечно, тоже были присущи эмоциональность и демагогизм, риторическая нечистоплотность и пропагандизм, но всё же, нацизм всегда сохранял теоретическую основательность и последовательность. Если в отношении к религии фашизм достаточно быстро сменил гнев на милость, включив Церковь в свою «систему координат», то германский нацизм до конца был антиклерикален. Если фашизм умудрялся неведомым образом совмещать идею революции, культ государства и прославление монархии, то для нацизма все перечисленное было одинаково неприемлемо на всех этапах его существования. Если фашизм был одержим идеей «современности», футуризмом (что отразилось и в искусстве), то нацизм, напротив, был исключительно антимодернистским, для него с самого начала был характерен культ традиции. Если фашизму был присущ антисемитизм в форме бытовой ксенофобии и геноцид евреев был поддержан им лишь формально, то нацизм с самого начала подошёл к решению «еврейского вопроса» с научной амбициозностью и точностью, создавшей расовую теорию и бюрократической педантичностью, сформулировавшей «окончательное решение» и организовавшей его исполнение. Кстати, последнее обстоятельство делает нацизм уникальным и отличным от всех других форм крайне правых идеологий. Испанский фалангисты называли расизм ересью, а французские фашисты называли преследование евреев самой большой ошибкой Гитлера.
Подводя итог и конкретизируя ответ на поставленный в подзаголовке вопрос, можно отметить следующие отличия нацизма от фашизма:
1. Наличие в нацизме расовой теории.
Это отличие является принципиальным, ибо расовая теория, определяя врага, апеллирует к его расовой принадлежности, то есть утверждает принципиальную невозможность его переубеждения или перевоспитания, и, как следствие, требует его физического уничтожения. Ничего подобного в фашизме не было.
2. Культ народа в нацизме против культа государства в фашизме.
Для нацизма высшей ценностью был народ (арийская раса), в то время как фашисты ставили превыше всего государство как форму организации общества.
3. Антихристианский, полуязыческий характер нацизма.
Нацисты серьёзно конфликтовали с Церковью, постепенно усиливая давление на её представителей, в то время как в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Языческий и полумистический характер нацистского режима выражался во многом: от применения языческой символики (свастика, как известно, является языческим символом, применявшимся в разное время в культурах различных, в том числе и славянских, народов), до увлечения нацистских лидеров восточными религиями, христианскими ересями, оккультизмом, а также вполне реальными поисками весьма мифического Грааля.
4. Антимодернистский характер нацизма.
Нацизму был присущ культ традиции и неприятие модернизма, с характерным для такого неприятия презрением к капиталистическому устройству, наступление которого тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, «бредил» современностью и активно дружил с капиталистами, финансировавшими деятельность правящей партии. Это отношение к модерну отразилось и на проведении культурной политики: в то время пока в Италии расцветал футуризм, нацисты резко осуждали любые проявления «современного» искусства.
Разумеется, отличия нацизма от фашизма не ограничиваются этими четырьмя пунктами, но они представляются мне ключевыми."
http://vegall.livejournal.com/66370.html
К чему все это? А к тому, что с большой натяжкой РФ можно назвать фашистским государством, а Украину нацистским государством. В чем отличия? РФ все-таки ближе к нормальному реально независимому капиталистическому государству, чем к фашистской державе. А ключевым отличием Украины от нацистской Германии является то, что украинский нацизм действует на уничтожение украинского народа и его промышленности, а не на усиление, как в нацисткой Германии.
А вы как думаете?

В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?

Фашизм и франкизм

Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.

Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?

Признаки фашистского государства

Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:

  • Вождизм.
  • Корпоративизм.
  • Милитаризм.
  • Экстремизм.
  • Национализм.
  • Антикоммунизм.
  • Популизм.

Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.

После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.

Национализм

Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.

Как отличить национализм от нацизма?

Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.

Нацизм

Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.

По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.

Основными идеями национал-социализма являлись:

  • Антимарксизм, антибольшевизм.
  • Расизм.
  • Милитаризм.

Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.

Первое сразу заметное различие это время появления фашисткой диктатуры раньше, чем начало нацизма в Германии.

Также то, что Италия вышла из войны победительницей, а Германия проигравшей. Несмотря на это, её экономика была в состоянии экономического кризиса. Экономика Германии в начале была в более худшем положении, но Америка выплатила огромные суммы Германии в обмен на акции предприятий, тем самым, погасив их долги.

Сходством можно назвать то, как в Италии, так и в Германии назревает революционная ситуация. Рабочие захватывают заводы и налаживают производство, отстраняя буржуазию на второй план. И уже как реакция буржуазии, в Италии, или империалистических монополий, в Германии, возникают фашистские движения. Разница здесь состоит в том, что если в Германии это происходит на фоне партийной борьбы, партия национал-социалистов приходит к власти и, уже затем, переходит к тотальному террору в стране. В Италии все начинается с массового террора фашистских организаций. Другим сходством будет то, что в обоих случаях происходит накладка социалистических идей на шовинистические лозунги о единстве нации. Различием здесь будет то, что в Германии национализм усиливается, превращаясь в расизм, становясь основой нацистской идеологии. Убеждая массы в верховенстве арийской расы, они обещают построить рай за счет других «неполноценных» народов. В Италии фашистские организации в начале своей деятельности также выступали с социалистическими лозунгами в своей программе, но уже позднее перекрасив её в шовинистическую. Еще одним сходством является провал в борьбе за власть коммунистов и социал-демократов. В обоих случаях отсутствует сплоченность коммунистических и социал-демократических сил. В Италии партия раскололась на центристов и коммунистов, а в Германии коммунисты так и не смогли объединиться с социал-демократами. В обеих странах социалистические восстания рабочих подавляются и коммунисты истребляются. И последнее сходство - это слабость и нерешительность правительств этих государств. У каждого государства была возможность приостановить и не допустить становления фашистского режима. В Италии была возможность открыть стрельбу на четверть часа, а в Германии социал-демократам объединиться с коммунистами, чтобы не дать придти к власти нацистам.

В обеих странах правительство не препятствовало фашистским организациям, способствуя, тем самым, развитию их силы и приходу к власти.

Как здесь видно присутствует больше сходств, чем отличий. Наибольшее отличия во времени возникновения и в статусе государства после окончания войны. В итоге же в обеих странах возникает тоталитарная диктатура.

ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма

2.1 Различия

2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом

Рассмотрев почву зарождения фашизма и национал-социализма и сравнив их, рассмотрим сами доктрины и последствия их применения, то есть сравним идеологии и режимы.

Выясним, как люди понимают фашизм и нацизм. По этому поводу существует множество мнений и ведутся горячие споры. Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде русских, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает “пучок”, “связка”, “объединение”, “союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию»,14 то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа».

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

2.1.3 Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Один из современных знатоков фашизма Роджер Гриффин указывал, что «фашизм - это революционный национализм, который везде и всегда ставил во главе угла идею национального возрождения». Именно на это сделал упо итальянский фашистский режим, который был историческ первым тоталитарным режимом. Его вождь (дуче) Бенит Муссолини стал премьер-министром Италии осенью 1922 г К 1925 г. сложились основные элементы тоталитарного государства.

Национал-социализм (нацизм) утвердился в Германии в 1933 г., и вождь (фюрер) нацистов Адольф Гитлер счита своим предтечей Муссолини. Весьма примечательно, что в всем мире нацистов первоначально приняли как продолжателей или подражателей итальянского фашизма, поэтом эпитет «фашистское» прочно приклеился к гитлеровском движению. Между тем нацизм и фашизм разделял не тольк вопрос об антисемитизме (до 1938 г. итальянские фашист не преследовали евреев, они стали делать это только под давлением нацистов, для которых антисемитизм был краеугольным камнем их идеологии), но и само представление о рол государства. Нацистский лозунг «Партия управляет государством» никогда не был актуален в Италии, где парти играла подчиненную роль. Итальянский фашизм не носи террористического характера - с 1923 по 1943 г. в Итали было казнено за политические преступления девять человек причем шесть из них покушались на Муссолини, т.е. был террористами. По сравнению с миллионами убитых узников нацистских лагерей эта цифра свидетельствует о значительной терпимости режима Муссолини. Нацизм же созда нечто совершенно беспрецедентное: нацистские преступник спроектировали и внедрили в жизнь бюрократизированну систему уничтожения людей по расовому признаку - таког в человеческой истории еще не было.

Следует иметь в виду, что итальянский фашистский режим свелся к чисто внешним проявлениям - пышны маршам, нарядной форме, апелляциям к величию и блеску Древнего Рима. Можно отыскать еще несколько отличий, поэтому правильнее называть фашизмом итальянский а нацизмом - немецкий феномен тоталитаризма. Кроме того слово «фашизм» (от ит./азсю - союз) давно стало ругательным, оно столь же бессодержательно, как и другие социо логические понятия - «демократия», «социализм», «коммунизм», в каждой стране они имеют содержание. Поэтому понятие «тоталитаризм» более точно привязано к эпохе, че фашизм.

Также принято считать тоталитарным большевистский режим в Советской России. Специалисты даже считают, чт в нацизме и фашизме тотальным был лишь контроль над обществом, а не руководство. Тотального контроля и руководств добились лишь коммунисты. Основой особенно масштабног воздействия на общество коммунистов была их революционная идеология, в то время как у фашистов и нацистов идеология только на словах носила революционный характер. Те не менее эти три тоталитарных режима и были по-настоящем оригинальными, а все остальные тоталитарные режимы ил партии в Европе являлись производными от них, носили вторичный характер. Многие акции этих режимов носили характер военных действий или мероприятий, только направлен они были не на внешнего, а на внутреннего врага. Это еще ра указывает на то, что без Первой мировой войны тоталитариз был бы невозможен.

В фашизме и нацизме исключительно важную роль играл милитаризм вчерашних фронтовиков. Именно благодаря своим парамилитаристским отрядам итальянски сквадристов и нацистских штурмовиков, действовавши весьма жестко и эффективно в период борьбы за власть они и получили власть в Италии и Германии. Не тольк демагогия фашистских и нацистских пропагандистов склонила толпу на их сторону, но и жесткость и решительност штурмовиков и сквадристов в уличных схватках с коммунистами, над которыми они смогли в равной борьбе взять верх В связи с этим следует отметить, что самое существенное что отличает фашизм и нацизм, -эффективная организация, внутренняя сплоченность, активность, динамика эти движений, рвавшихся заменить собой неэффективное, продажное буржуазное государство. Подтянутые, аккуратные тренированные, дисциплинированные штурмовики и сква-дристы демонстрировали готовность и способность установить порядок на улицах силой. Часто это насилие привлекало симпатии толпы, поскольку анархия всем надоела хотелось порядка.

В результате воздействия тоталитаризма на общество возникало крайне пассивное, конформистское, безропотно общество, приученное к единомыслию и некритическому подчинению власти. Обеспечением подчинения занимались компетентные органы. Общество было готово без всякой критики воспринимать любые распоряжения власти и выполнять их, что не только исключало свободное волеизъявление но и ликвидировало основные свободы. Продолжительно существование тоталитарного государства влекло за собо формирование устойчивого тоталитарного менталитета, т.е привычки во всем полагаться на власть, не имея своего мнения. Преодоление тоталитарного менталитета впоследстви представляло собой тяжелую политическую проблему, которая у нас в стране до сих пор удовлетворительно не решена Этот менталитет составляет самую существенную преград в процессе создания либеральной демократии после крах тоталитаризма. Важно отметить, что связанные с тоталитарным менталитетом представления не поддаются простом устранению на определенном этапе развития, а подлежа кропотливой постепенной разъяснительной работе, тольк благодаря которой и могут измениться общество и люди причем не за одно-два поколения, а дольше.

Главным объектом нападок в тоталитарных и авторитарных режимах межвоенного времени был парламентаризм. Собственно, на гребне волны критики либеральной демократии и капитализма тоталитарные и авторитарны режимы укрепились у власти. И пусть ни германские нацисты, ни итальянские фашисты, ни испанские фалангист не поломали структур капиталистической собственности они хотели сделать гораздо более важное - социализироват человека, сделав его безропотным объектом собственной безответственной политики.

Встает вопрос, почему тоталитарные режимы победили в одних странах и не смогли утвердиться в других? В че причина?

Дело в том, что одни страны имели опыт демократической политики, и в век масс смогли обеспечить постепенное распространение либеральной демократии и ее институто вширь, т.е. интеграцию масс в демократии. Так произошл в Англии, Франции, США, скандинавских странах. Други страны в силу ряда обстоятельств или в силу отсутстви демократического опыта и традиции этого сделать не смогли:В Германия, Италия и Россия не отличались значительны развитием демократических институтов.

В Италии и Германии имело место обостренное чувство ущемления национального суверенитета, вызванное итогами войны и Версальским миром. Кроме того, в Италии либералы, находившиеся у власти в момент окончания войны, не смогли преодолеть социально-экономический кризи после войны. Объективному чувству национальной обид способствовал еще и темперамент итальянцев. Определенную роль сыграло и существование в этих странах лево опасности. После войны в Италии 1919-1921 гг. - так называемое «красное двухлетие», когда левые силы практическ парализовали страну. Отряды фашистских активистов взялись самостоятельно наводить порядок, поскольку либеральное государство не желало репрессий и гражданской войны как это было в России. Левую опасность в Германии олицетворяла КП Г, имевшая к моменту прихода Гитлера к власт около 100 мандатов в рейхстаге и бывшая третьей в немецко парламенте после нацистов и СДПГ. Нужно учесть и субъективный фактор - в лице Гитлера, Муссолини, Ленин демократия имела исключительно сильных врагов, которы трудно было противостоять в силу их громадной харизмы Нацистский режим сложно понять, не имея представлени о роли Гитлера, который был для нацизма центральной фигурой и его сосредоточением. В отличие от большевизма, который, кажется, не изменился бы особенно, окажись во глав его даже Троцкий, нацизм абсолютно немыслим без Гитлера Вера, преданность, ответственность огромных масс народ была направлена на Гитлера. Он был организатором партии творцом ее идеологии, тактиком борьбы за власть, демагогом, единственным настоящим авторитетом. Кроме того фашистская, нацистская пропаганда была исключительн ловко и профессионально организована, противостоять е было подчас невозможно. Успеху пропаганды способствовало и объективно тяжелое социальное и политическое положение в этих странах. Нацистская и фашистская идеологи гарантировала успешный выход из кризиса и решение все проблем. Разумеется, это псевдорешения, поскольку нацистская и фашистская идеологии были всего лишь собрание нолусоциалистических, расистских или националистически лозунгов и идей.

Пришедшие к власти фашисты и нацисты не тронули структур рыночной экономики, зато активно стремилис «примирить» рабочих и предпринимателей пропагандо общих национальных целей. В Германии в этом преуспел больше - «коричневый коллективист» Роберт Лей , глав «Немецкого рабочего фронта» создал весьма эффективную систему организации рабочих, которая смогла заменить социал-демократические и иные профсоюзы в Германии.

В Италии же по образцу средневековых цехов была создана корпоративная система, которая объединяла по отраслевому принципу рабочих и предпринимателей более 30 корпораций. Вопросы организации и оплаты труда решались внутри них, а не в открытом классовом противостоянии как прежде. Кроме рабочих и предпринимателей, в качеств третьей силы принимали участие представители фашистско партии. В конечном счете даже прежний парламент в Италии был заменен «палатой фашизма и корпораций», котору «избирали» но заранее составленным Большим фашистски советом спискам.

Надо отметить, что политика Муссолини оказалась весьма эффективной - уже через несколько месяцев после его прихода к власти брожение в Италии сменилось оптимизмом Рабочие вернулись к станкам, начало расти производство улицы опустели, студенты вернулись за книги. Муссолин тем временем уверял итальянцев: «Мы преуспеем, потом что будем работать!» Какой-либо положительной программ у Муссолини не было - он просто стремился к тому, чтоб расходы государства соответствовали доходам. Муссолин постоянно внушал итальянцам, как упорно он трудитс сам - и Италия клюнула: был восстановлен восьмичасово рабочий день, резко сокращена бюрократия, возросла доходность почты, общественного транспорта (итальянцы с гордостью констатировали, что поезда стали ходить точно по расписанию). Фашизм сработал - Муссолини имел народну поддержку и умело создавал впечатление, что спас стран от хаоса. Он говорил: «Наша программа - это наши дела У нас нет готовой доктрины. Истинный фашизм должен считать себя приверженцем веры в корпоративную дисциплин законных наследников Цезаря».

Муссолини неоднократно говорил, что итальянцы должны не понять фашизм, а испытать его. Чтобы поразить наро эмоциональной природой фашизма, его стали представлят в виде мистического явления со своей символикой и тотемами, литургическими формулами, с древними заклинаниями, средневековой и древнеримской атрибутикой. Фашиз мог заменить истину, свободу, искусство и мысль, а такж социализм и демократию, обосновать необходимость лидер и пророка. Диалог Муссолини с толпой восхищал современников... Выступая однажды перед голодающими крестьянами

Юга, Муссолини прослезился: «Я знаю, что такое голод, я вам помогу». И они верили ему.

Иначе аргументировал Гитлер: «Каждое существо стремится к власти, каждый народ к мировому господству. Мы все чувствуем, что в отдаленном будущем перед людьм станут проблемы, для преодоления которых нужна воля рас господ, опирающаяся на возможности и средства всего человечества и всей земли. Этой расой должны стать немцы».

Одна из примечательных черт нацизма - эксцессивные культ и власть Гитлера качественно и количественно отличались от иных известных нам из истории случаев превращения политика, монарха, харизматического народного трибун или полководца в политического идола, имеющего полну власть, которую никто ни разу даже не пытался оспорить Ни в Пруссии Фридриха Великого, ни в наполеоновско Франции, ни в Германии Бисмарка, ни в ленинской ил сталинской системе власти в Советском Союзе, ни в Италии Муссолини политическая атмосфера не была до тако степени исполнена сознания присутствия вождя, авторите которого абсолютно непререкаем. Нигде миф вождя не бы столь действенным орудием организации власти, интеграци партии и государства в форме «фюрерского государства».

Главное в идеологии тоталитарного режима - нахождение политического врага и мобилизация масс на борьбу с ним. Для нацистов врагами были евреи, олицетворявши и либеральный капитализм, и революционный марксизм Для большевиков - мировая буржуазия. Для итальянски фашистов - враги национального государства и «святого»В единения итальянцев. После фиксации образа врага дальнейшая политическая мобилизация общества была уж делом техники пропаганды, превосходно организованно министром пропаганды Йозефом Геббельсом. А когда началась война, мифический образ врага был просто перенесе нацистами на противника - это во всех случаях действовал безотказно.

Просмотров