Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона. Древнеегипетская богиня сехмет Сехмет богиня войны и палящего солнца


«Могучая», повелительница пламени, войны и ярости, насылающая на землю мор, бедствия и катаклизмы, эта великая богиня-львица была символом великого испытания, неотвратимости наказания за ритуальные грехи, ложь, предательство, божественной силой, утверждающей миропорядок маат. В ее образе персонифицируются агрессивные аспекты многих древнеегипетских женских божеств, в особенности - Хатхор. Изображалась в виде женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском и уреем, часто отождествлялась с другими львиноголовыми богинями – Тефнут, Сешемтет, Матит, Мехит, Пахет.

Как дочь Ра, Сехмет является воплощением его огнедышащего Ока, в облике змеи – урея, отождествляясь с Уаджет, охраняет фараона, символы его власти и его семью. Сехмет – «госпожа красного пояса», ассоциирующаяся с этим цветом и красными минералами, особенно – яшмой.

Приняв облик львицы, богиня, согласно тексту Книги коровы, беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии, установленной Ра. Умиротворенная мудрыми сказаниями Тота и Шу, опьяненная священным пивом с добавлением красного минерала диди, богиня с триумфом возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе и вновь приняла облик милостивой Хатхор. С ее возвращением вселенная вновь вернулась к извечному порядку, а необычайный по силе, но милостивый паводок Нила означал, что богиня умиротворилась. В этой связи иногда воплощением львиноголовой богини, возвращающейся после долгого странствия в Египет и несущей процветание, считался Сириус.

Жрецы богини Сехмет, суну, носившие особую набедренную повязку, украшенную трехчастными зубцами, специализировались в области медицины. Известен некий жрец, имевший титулы «главный над магами» и «главный над жрецами Сехмет», исполнявший во дворце обязанности «главного над царскими врачами».

Слуги «ужасноликой» богини, Семь Стрел Сехмет, были вестниками бед и несчастий, чаще всего в виде опасных заболеваний; кроме них у львиноголовой богини имелись и другие посланники, «убийцы Сехмет». Согласно легенде, в конце года два павиана, воплощающие лунного бога Хонсу, выверяли «Книги конца года», в которых были списки тех, кому было суждено жить, и тех, за кем посылала своих слуг Сехмет. Специальное заклинание, называвшееся «Книга последнего дня года», зачитывалось над особой тканью, которой оборачивали горло для того чтобы защититься от Сехмет и ее посланников. Во время самого празднества Нового года египтяне часто обменивались подарками – амулетами, изображающими львицу Сехмет или ее более милостивую ипостась – кошку Бастет, которые должны были умилостивить богиню, демонические слуги которой могли принести мор, голод или другие несчастья. Несколько дней в году, «когда становятся ужасными глаза Сехмет» считались особенно несчастливыми.

В Мемфисе Сехмет почиталась как супруга Птаха и мать Нефертума. В Фивах отождествлялась с небесной богиней Мут, супругой Амона-Ра. В фиванском храме Мут, на берегах ныне почти пересохшего подковообразного священного озера Ишеру при Аменхотепе III было воздвигнуто более семисот гранитных статуй грозной львиноголовой богини. Почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца должна была отозвать от Египта свои болезнетворные стрелы, чтобы чума, обрушившаяся на страну во время правления фараона, прекратилась. Кроме того, Сехмет почиталась и в храме Птаха в Карнаке, где и поныне находится ее уникальная культовая статуя, воздвигнутая Тутмосом III в память об удачных военных походах в Сирию-Палестину.

Цит. по Солкин В.В. Сехмет// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

Сехмет - богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь Ра, его Грозное Око. Изображалась в облике львицы. Иногда отождествляется с Тефнут и Хатор.

Сехмет, которую называли «могущественной» и «пламенем Ра», слыла чрезвычайно опасной богиней, и потому очень важно было снискать ее расположение. Ведь Сехмет - «око Ра в ярости», божественный гнев в обличье львицы. Многие из ее изображений дошли до наших дней.

Сехмет умела произвести сильное впечатление как на людей, так и на богов. Вместе с Птахом и Нефертумом богиня-львица вошла в одну из главных божественных триад Древнего Египта, которой поклонялись в Мемфисе.

Ее изображения

Как одна из древнейших богинь египетского пантеона, Сехмет во все эпохи изображалась одинаково: в образе львицы или, еще чаще, в виде женщины с головой львицы, облаченной в традиционное узкое прямое платье с двумя бретельками. Изначально она не обладала никакими атрибутами, но в Новом царстве египтяне наделили ее крестом анкх и жезлом в виде стебля папируса. В Мемфисе эта богиня часто изображалась рядом с Птахом: они считались очень могущественной четой. Остепенившись, Сехмет стала принимать обличье ласковой кошки, что сблизило ее с богиней Баст.

Египтологи предполагают, что двуликая Сехмет/Баст символизирует две стороны любви - разрушительную и созидающую. Эта богиня становится разрушительницей, когда Ра посылает ее покарать провинившихся людей, и тогда она выполняет его поручение без малейшей жалости. Стрелы Сехмет пронзают ее врагов, а смертоносный горячий пустынный ветер - это ее дыхание.

Больше всего изображений богини встречается в районе Мемфиса. Статую, поставленную по распоряжению Аменхотепа III в храме Мут в Карнаке, в полнолуние заливали бледные лучи ночного светила, и тогда завораживающее лицо богини как будто оживало.

Мифы о Сехмет

Могущественная, Обжигающее Пламя - иносказательные имена Сехмет звучат устрашающе! Ра, бог-творец, наделил богиню-львицу внушающей страх силой, потому что именно она положила конец восстанию людей. Мифы о Сехмет - это мифы о грозной богине.

Сехмет связана с одним из важнейших циклов древнеегипетской мифологии - солнечным. Его главный герой - Ра, творец и светило, без которого мир не видел бы дневного света. Но прошло время, и Ра состарился...

Сехмет - героиня солнечного цикла

В этой истории все началось с того, что власть Ра ослабла. Некоторые боги, жаждавшие занять его место, ждали, что Ра, устав царствовать, уступит им трон. Даже люди восстали против него! И не было покоя ни на небесах, ни на земле... Ра обратился за советом к мудрейшим богам эннеады, и те предложили ему восстановить порядок на земле, послав туда Сехмет. Богиня - «око Ра» - повиновалась, устроив настоящую резню, чтобы восстановить власть солнечного бога. Уничтожение людей смутило Ра, и он отозвал Сехмет, желая положить конец истреблению взбунтовавшегося человечества. Неудивительно, что с тех пор люди не могли побороть страх перед ужасной богиней-львицей.

Сехмет, «далекая богиня»

С этим эпизодом связана легенда о «далекой богине». Разгневанная Сехмет продолжала бушевать и злобствовать: она не в силах была успокоиться и вернуться обратно, к Ра. Чтобы утихомирить строптивицу, потребовалась вся изобретательность хитроумного бога Тота и ловкость охотника Онуриса. Общими усилиями «далекую» все-таки удалось вернуть назад, и это событие ассоциировалось у египтян с тем живительным дуновением ветра, которое приносил паводок Нила в начале каждого года. Так что в знак своей признательности люди назвали первый месяц года именем бога Тота!

Та, перед кем трепещут боги, люди и зло

Однако не только Сехмет обладала разрушительной мощью! Когда верховный бог Ра сделал эту богиню своим оком на земле, чтобы подавить восстание людей, он наделил ее несокрушимой силой и внушил слепое повиновение своим приказам. Чтобы исполнить божественную волю, Могущественная (как называли Сехмет люди) призвала себе на помощь полчища низших духов - устрашающих и кровожадных созданий, которых никто, даже сам Ра, не в силах был остановить. Эти духи, во всем послушные повелениям Сехмет, атаковали мятежников и мятежниц. Ничто не могло противостоять этим пугающим созданиям.

Тем не менее люди сумели извлечь из этого выгоду, обратив разрушительную энергию богини и ее помощников себе на пользу и сделав своим оружием. Ведь оказалось, что помощники Сехмет вели не менее безжалостную войну против болезней, эпидемий, стихийных бедствий и войн. Уничтожение этих зол было настоящим спасением для людей. Именно поэтому Сехмет горячо молились врачеватели, которые в большинстве своем были жрецами богини- львицы. Недаром древнеегипетская поговорка гласит: «Кто умеет убивать, умеет и исцелять». К врачам Мемфиса, как и к самой богине, простые египтяне испытывали опасливое почтение. Амулеты Сехмет - обереги от болезней - также свидетельствуют о том, что грозная богиня была еще и защитницей почитающих ее.

Триада из Мемфиса

В Древнем Египте существовало пять великих триад (божественных семейств), одну из которых составляли Сехмет, ее супруг Птах и сын Нефертум. Этой божественной триаде поклонялись в Мемфисе. В этом городе, стоявшем в дельте Нила, Птаха считали богом-творцом, который создал все живое и неживое одной только силой своей мысли. Понятно, что Птаха очень почитали! Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был тем «бутоном лотоса», который Ра носил у своего лица с самого начала своего царствования. Этот прекрасный образ напрямую связан с мифом творения. Изначально Сехмет, Птах и Нефертум были объектами не связанных между собой культов, но в Новом царстве духовенство Мемфиса объединило их в триаду.

Жестокая львица или ласковая кошка

Из-за устрашающей сущности богини Сехмет люди очень рано уподобили ее агрессивной львице. Пустыня - вотчина Сехмет, и здесь вполне можно встретить ее в обличье хищного зверя, блуждающего в поисках пищи. Но богиня двулика, и, успокоившись, она превращалась в миролюбивую кошку. В этом случае древние египтяне сближали Сехмет с богиней Баст и иногда даже отождествляли с ней.

Ил и кровь

Помня о резне, устроенной на земле разъяренной богиней Сехмет, люди отождествили разлив Нила, который нес в своих водах красноватый ил, с кровью, безрассудно пролитой божественной львицей. Когда эта «кровь» после паводка оставалась на суше, она превращалась в черную плодородную землю долины великой реки, питавшей население всего Древнего Египта. Так что, возделывая поля, египтяне отныне имели полное право говорить, что добывают свой хлеб потом и кровью!..

Культ Сехмет

Культ богини Сехмет быстро распространился по всему Египту. И если в Мемфисе он был наиболее значим, то Фивы были на втором месте, особенно после того, как под влиянием фараонов Нового царства политический центр переместился в этот город.

Исследователи считают, что культ Сехмет зародился в Летополе. В самом начале богиня сблизилась с богом Махесом, который был во всем подобен ей, и с другой львицей из Лето- поля - Менхит. Мудрое и миролюбивое воплощение Сехмет отождествлялось с Баст, богиней-кошкой, чей культ процветал в Бубастисе. Этим объясняется тот факт, что Махес, считавшийся сыном Баст, был также сыном и Сехмет! Духовенство Нового царства, по-видимому, желавшее прояснить эту ситуацию, которая действительно была достаточно запутанной, предоставило Сехмет место в одной из важнейших триад Древнего Египта, объединив ее с Птахом и Нефертумом.

730 статуй Сехмет!

Святилище богини Мут в Карнаке состояло из нескольких храмов, охранявшихся впечатляющим собранием статуй Сехмет: археологи обнаружили 498 статуй и фрагментов, но предполагается, что всего их насчитывалось 730! Это число было связано с числом дней в древнеегипетском году. Из них 365 статуй изображали сидящую Сехмет, и 365 - стоящую. Судя по всему, они были собраны со всей страны, от Александрии до Асуана, и установлены здесь по воле одного из фараонов Позднего периода. Лучшие статуи были изготовлены в мастерских Аменхотепа III.

Сехмет и фараон

Несмотря на свое устрашающее обличье, Сехмет была богиней-защитницей. Ее покровительством пользовался, в первую очередь, фараон, которого львица поддерживала в сражениях. Поэтому нередки изображения - как скульптурные, так и живописные - Сехмет, кормящей грудью маленького фараона. Столь тесная связь между царем и богиней-хищницей способствовала укреплению авторитета правителя. Статуи Сехмет покрыты надписями, говорящими о том, что царь находится под защитой «великой» и «грозной». Когда опасность была слишком велика, фараон, подобно Ра, посылал страшную львицу на своих врагов. Даже Эхнатон, правитель, который предпочел традиционному культу новые монотеистические идеи, считал, что располагает покровительством и поддержкой богини. Но Атон, единственный бог, которого чтил этот фараон-«еретик», вряд ли допустил бы ее вмешательство!

Сехмет в Карнаке

Город Карнак был одним из тех мест, где богине-львице поклонялись с особым рвением. Храм Птаха стоит здесь с того момента, как по решению фараонов Нового царства, которые были уроженцами именно этих мест, власти обосновались в Фивах. Духовенство Мемфиса связало этого бога с Сехмет, и в результате этого в храме Птаха, возведенном фараоном Тутмосом III (XVIII династия), они естественным образом оказались соединены в божественную триаду, куда вошел также Нефертум. Святилище, посвященное этой триаде, разделено на три капеллы. Центральная капелла посвящена Птаху, а правая - его паредре, «великой Сехмет, возлюбленной Птаха». Здесь по-прежнему возвышается великолепная диоритовая статуя богини. И наконец, третья капелла посвящена и сыну Птаха и Сехмет богу растительности Нефертуму.

Эпитеты Сехмет: связь со всем Египтом

В Карнакском храме лучше всего ощущается распространение древнеегипетского культа Сехмет. Здесь можно увидеть множество статуй с выгравированными эпитетами, связывающими богиню с городами, деревнями или местностями, которые она защищала. Некоторые их этих городов (о которых сегодня нам больше ничего не известно), судя по всему, заказывали эти статуи для того, чтобы установить их на священной земле Карнака. Поступая так, жители могли быть уверены, что воздали богине должное в самом важном месте - политическом и духовном центре Египта.

Неблагоприятные дни

Сехмет необходимо было почитать, причем особенно рьяно это следовало делать в неблагоприятные дни. Деканы - трети зодиака - позволяли не только разделить день на часы, но и определить неминуемое наступление благоприятных и неблагоприятных дней. То, каким считался тот или иной день, зависело от связывавшихся с ним мифологических событий. Народу необходимо было очень внимательно следить за календарем. Например, пять эпагоменальных дней в конце года, которые выиграл Тот, чтобы Нут могла произвести на свет пятерых богов (в том числе, Исиду), считались чрезвычайно опасными. В эти дни могло случиться все что угодно, и поэтому людям рекомендовалось не выходить из дома и молиться Сехмет, которой было не чуждо милосердие. Если этой богине молились достаточно горячо и искренне, она могла умерить свой разрушительный пыл и обратиться не в львицу, а в кошку.

Барельефы Сехмет

Если лучшие статуи Сехмет были изготовлены в Фивах, то лучшие барельефы, напротив, красуются в храме Сети I в Абидосе. Там, на стене из плотного песчаника, изображена богиня-львица, защищающая правой рукой Птаха, который восседает перед ней. Великолепная иконографическая композиция относится к шедеврам древнеегипетских скульпторов!

Отличается обилием и разнообразием персонажей. Есть среди них Осирис, коварно убитый собственным братом и воскресший благодаря стараниям прекрасной супруги Исиды. Есть могучий Гор, бог, нередко изображавшийся в образе сокола, который бросил вызов всесильному Сету, собственному дяде, и сумевший одолеть его в честном бою. Мертвых в подземное царство сопровождал шакалоголовый Анубис. Есть и несколько малоизвестных богов и богинь, с одной из которых, Сехмет, предлагаем познакомиться.

Описание

Богиня Сехмет покровительствовала войне и жаркому солнцу, ее основные эпитеты - «могучая», «безжалостная», «суровая». Олицетворяла собой губительную силу жаркого солнца, являлась владычицей пустыни. Египтяне верили, что богиня знакома с магией и может использовать заклинания. Нередко изображалась в облике женщины с головой львицы. На отдельных фресках или скульптурах представлена в виде львицы или львиноподобной богини с коброй.

Назначение

Богиня Сехмет играет огромную роль в В различные времена она имела разное назначение:

  • Считалась покровительницей войны.
  • Была богиней зноя, пустыни и засухи.
  • Представала повелительницей мора и эпидемий.
  • Обладала навыками врачевания и могла исцелять людей, поэтому считалась покровительницей лекарей.
  • Воспринималась как покровительница армии, во время походов сопровождала фараона, неся его войску успех. Поэтому гнев Сехмет был страшен - военной победы можно было не ждать.
  • Также считалось, что своим суровая богиня уничтожала все живое, чтобы зародить новую жизнь.
  • «Книга Мертвых» описывает Сехмет как защитницу Ра от злобного змея Апопа.

Помимо этого, Сехмет считалась покровительницей столицы Египта, Мемфиса, поэтому в этом городе культ богини был особенно популярен. Также почиталась она в Гелиополисе. Праздником богини было 7 января.

Нрав

Известно, что богиня Сехмет была одним из самых кровожадных божеств страны пирамид. Так, в одном из мифов, разгневавшись на людей, которые стали непочтительными с богами, великий Ра вырвал свое око и бросил его на землю. Глаз бога превратился в суровую Сехмет, она принялась с наслаждением уничтожать неугодное человечество. Когда же боги разлили по земле красное вино, богиня-львица, приняв его за кровь, с жадностью набросилась на напиток и стала его пить. Лишь опьянев и уснув, она прекратила кровопролитие. По другой версии мифа, вылито было пиво, которое приобрело кроваво-красный оттенок из-за особенностей египетского грунта.

В эпоху богине приписывали функции защиты Египта от внешних нападений, поэтому Сехмет стали изображать с горящими стрелами. Нередко именно к этой богине обращались жрецы, когда необходимо было защитить египетскую землю от захватчиков. Однако в гневе она была страшна, могла наслать на людей мор или эпидемии, ее дыхание вызывало ветра с пустыни, влекущие за собой засуху и зной. Поэтому владыки страны пирамид старались задабривать своенравную богиню богатыми жертвами и строительством храмов. Считалось также, что она покровительствует столице Египта - Мемфису и всему Верхнему Египту.

Мифология приписывает Сехмет удивительную силу, поэтому даже отрицательные представители пантеона, Сет и змей Апоп, опасались ее гнева.

Место в пантеоне

Сехмет, согласно египетской мифологии, была дочерью солнечного Ра, супругой бога-творца Пта. В более поздние эпохи нередко изображалась в качестве победителей всех тех, кто решался бросить вызов богам.

Является представительницей так называемой Творческой (Солнечной) Триады Египта, куда также входили следующие божества:

  • Бог Птах, супруг Сехмет, демиург (создатель), в молитвах почти не упоминается, однако почитался как творец всего сущего.
  • Нефертум, покровитель растительности.

Триада пользовалась наибольшим почетом в Мемфисе и воспринималась как покровительница фараонов. Каждое из божеств Триады символизировало свою стихию. Так, Сехмет отождествлялась с огнем, ее муж Пта - со стихией земли, поэтому союз супругов символизировал собой единство созидательного и разрушительного начал. Нефертум символизировал водную стихию. Интересно, что священным животным этого молодого бога растительности также был лев и зачастую изображался он львиноголовым, как и его воинственная мать.

Священные животные, атрибуты

Основным кровавой богини был лев, поэтому в Гелиополисе, где находился ее храм, этих животных содержали жрецы. Убийство льва было недопустимо. Поскольку иногда Сехмет отождествлялась с богиней Хатор, еще одним священным животным была кошка. Богиня была оком Ра, сама покровительствовала жаркому светилу, поэтому нередко ее изображали с солнечным диском на голове. В руках у нее находился острый меч, кинжал, позднее - горящие стрелы. На многих изображениях богиня держит в одной руке анх, в другой - папирусовый скипетр.

Цвет богини Сехмет, покровительницы Мемфиса - солнечно-оранжевый, похожий на окраску палящего светила в зените. Деревом ее считался можжевельник, ягоды которого использовались лекарями, камнем - кремень, из которого в те времена изготавливали простейшие хирургические инструменты, в том числе приспособления для бальзамирования. Поэтому можно отметить, что в сознании древних египтян богиня-львица имела прямое отношение к медицине. Она могла как наградить человечество, так и уничтожить непокорных, наслав эпидемию.

Храмы Сехмет

Поскольку богиня Сехмет входила в число наиболее почитаемых представительниц египетского пантеона, храмов ей строили большое количество. Нередко святилища возводили в пустыне, где обитали священные животные владычицы - дикие львы.

Известен такой исторический факт: фараон Аменхотеп Третий, желая задобрить богиню и спасти свою страну от ужасной эпидемии, велел изготовить порядка 700 ее статуй.

До наших дней дошел в хорошем состоянии храм в Карнаке, к числу главных украшений которого относится статуя Сехмет с солнечным диском на голове.

Культ богини

Как полагают ученые, именно с именем этой суровой и жесткой богини связаны человеческие жертвоприношения в Древнем Египте. Однако культ Сехмет нес и пользу жителям страны пирамид. Так, богиня почиталась как покорительница врачевания, поэтому в ее храмах активно развивалась медицинская наука, а жрецы нередко были неплохими для того времени лекарями.

В наиболее крупных храмах богини Египта Сехмет обучалась особая греческая каста, красные жрецы, которым открывались тайные знания из области хирургии, врачебного дела и даже экзорцизма.

Богини, с которыми Сехмет отождествляли

Мифология Египта имеет сложный характер, поскольку создавалась она в течение многих столетий, неоднократно подвергалась видоизменению. Вот почему богиню Сехмет нередко отождествляли с другими божествами пантеона. Прежде всего это покровительница любви, семейной жизни и домашнего очага. Выдвигалась версия, что Бастет - это миролюбивый вариант Сехмет. Что общего между богинями:

  • Обе были дочерьми Ра.
  • Обе нередко изображались с головами львиц. Позднее, когда кошку приручили, Бастет приобрела облик домашнего животного.
  • Бастет в некоторых городах почиталась как богиня войны.
  • Священные животные обеих богинь относятся к семейству кошачьих.

Вторая представительница египетского пантеона, с которой отождествляли Сехмет - это покровительница вина и веселья, которая изначально имела вполне самостоятельный характер и изображалась в образе коровы или женщины, голову которой украшали рога. Обе богини считались дочерьми солнца, позднее, когда культ Ра стал наиболее значительным в Египте, Хатор стали отождествлять с Сехмет, и изображения богини появились с головой кошки или львицы. Она начала восприниматься как покровительница фараонов.

Иногда Сехмет отождествляли с Тефнут, которая именовалась супругой бога Птаха и дочерью Ра. Изображалась она чаще в образе женщины с кошачьей головой, иногда мужем считался не Пта, а Шу - бог воздуха, который позже был переосмыслен как покровитель полуденного солнца. Центром почитания Тефнут был Гелиополь.

Дети Сехмет

Согласно мифологии, Сехмет - покровительница Мемфиса - имела нескольких детей. Ее сын от Пта, Нефертум, уже упоминался. Также некоторые мифы приписывают богине-львице рождение бога Хека, покровителя магии. По другим версиям, матерью его была богиня Менхит, также представляющаяся в образе воинственной львицы. Источники также называют сыновьями Сехмет Ихи и даже Гора, хотя в классических мифах они являются детьми Хатор и Исиды соответственно.

Нередко ее сыном называют бога Махеса, который также изображался с головой льва, был покровителем войны, боролся со змеем Апопом (в иных вариациях эту функцию выполняла сама Сехмет).

До наших дней дошло немало скульптурных изображений богини палящего солнца, поэтому мы можем четко представлять себе, как, по мнению древних египтян, она выглядела. Роль этой богини в истории древнеегипетской цивилизации можно назвать весомой. Именно в ее храмах мудрые жрецы годами постигали науку врачевания. Конечно, медицина тех времен была доступна лишь избранным, но знания, передающиеся от одного поколения жреческой касты к другому, оказали существенное влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Сведений о Сехмет до наших дней дошло великое множество, однако мифы настолько противоречивы, что мы можем лишь догадываться о том, каковы были изначальные функции этой кровожадной и суровой богини.


Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, врачевательница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. Вместе со своим мужем Птахом и их сыном Нефертемом Сехмет образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная", её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змей Апоп становятся её жертвами.

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума.
Священное животное Сехмет — львица.
Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте .

Функции: богиня войны, палящего солнца, медицины и волшебства, покровительница врачей и фараона, хранительница мира и защитница людей.
Атрибуты Сехмет: Анх, Солнечный диск, Скипетр из папируса
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
День, посвященный богине: 7 января — день, связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности.

Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Оружие Сехмет - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра".



Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.


В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также Сехмет является темной, суровой, боевой стороной богини-кошки Баст

Богиня Сехмет в древнем искусстве


Изображение богини Сехмет. I тысячелетие до н. э.. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Богиня Сехмет. XI—IV века до нашей эры


Сехмет. Период Нового царства


Абидос. Храм Сети I. Сети I получает дар от богини Сехмет


Древняя статуя богини Сехмет из музея в Турине

Немного мистики: в египетском зале Эрмитажа среди прочих хранится статуя богини войны Сехмет - сидящей женщины с голо-вой львицы. Сотрудники музея регулярно раз в год наблюдают, как в полнолуние на её каменных коленях появляется и исчезает лужица крови.

Статуи египетских львиноголовых богинь. Эрмитаж.

.

Сехмет , Сахмет , Сохмет — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха. Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт , Тефнут и Баст . Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому, на её голове изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут , Баст ) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. () (еще)


Изображение богини Сехмет. I тысячелетие до н. э..
Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. () (еще)

Баст в виде женщины с головой кошки.

.

Тефнут , хвалебное имя Нубийская кошка — в египетской мифологии богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут — Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу, Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут — также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст , а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит, Мент ), почитавшимися в Египте. (Вики ) (еще)

Тефнут. Современный рисунок.

.
Пахт — богиня-львица в древнеегипетской мифологии. Её эпитет — «обладательница зорких глаз и острых когтей». Культ Пахт был распространён в Бени-Хасане, где она считалась владычицей восточной пустыни. Часто отождествлялась с другими богинями-львицами. Имя Пахт означает «та, что царапает», «разрушительница», а также «та, что вырывает». Древние египтяне связывали эту богиню с сильными грозовыми дождями, которые часто обрушивались на долину. Сила и свирепость грозы сравнивалась ими с самой богиней: «Та, которая открывает пути грозового дождя». Исследователи полагают, что вначале Пахт была дикой пустынной кошкой, а уже затем стала богиней-львицей. Как и все богини-львицы, Пахт была напрямую связана с военной активностью. (вики)

Богиня-львица. Дерево. Лувр.

Менхит — первоначально была иноземной богиней войны в древнеегипетской мифологии. В её имени заключён воинственный статус, что может связывать богиню с убийствами. Львицы в Египте ассоциировались с охотой и агрессией, поэтому всё, что было связано с военными действиями, имело прямое отношение ко львам. В этом случае Менхит не стала исключением и её изображали как богиню-львицу. Менхит также считалась предводительницей египетской армии, которая боролась с врагами сокрушая их огненными стрелами. Подобные действия делали её похожей на других божеств войны. В меньшей степени она была известной как богиня корон. В 3-м номе Верхнего Египта, в культовом центре богини Латополе (Эсна), Менхит считалась супругой Хнума и матерью Хека. В центре её культа, у южной границы Верхнего Египта, Менхит стали отождествлять с Сехмет, которая изначально была львиноголовой богиней войны в Верхнем Египте. После объединения двух египетских царств, Менхит стали рассматривать как формой богини Сехмет. (Вики) (еще)

Менхит и Хнум. Барельеф на внешней стене храма в Эсне.

.
Маахес (также известен как Михос, Мисис, Мэйхес и Махес) — львиноголовый бог войны в древнеегипетской мифологии. Его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Маахеса считали сыном богини-кошки (Баст в Нижнем Египте или Сехмет в Верхнем Египте), чьи повадки он и унаследовал. Маахес был божеством, которого египтяне ассоциировали с войной и погодой, с цветами лотоса и в то же время пожирателя пленных. Этого бога часто изображали с ножами в обеих руках. Места его культы были сосредоточены в Тарему (Летополь) и Бубастисе (Пер-Баст). Маахеса изображали в виде человека с головой льва; иногда в обеих руках он держал ножи и носил либо двойную корону «пшент» либо корону «атеф». Иногда Маахеса отождествляли с Нефертумом и рядом с ним лежал букет лотосов. Так же Маахеса изображали как льва пожирающего пленных. (Вики) (еще)

.

Маахес в короне Хемхемет.

Шезму (также известен как Шесму, Шезему, Шесему и Сесму) — бог в древнеегипетской мифологии. Являлся демоническим божеством убийства, крови, а также масел для бальзамирования, вина и благовоний. Был прочно связан с загробным культом: охранял мумию от повреждений и наказывал грешников. Как и многих других египетских божеств, Шезму изображали в виде человека, либо в виде человека с головой сокола. Когда подчёркивалась его связь с кровью и разрушениями, он принимал облик человека с головой льва. Возможно, это было связующим звеном между ним и богиней войны и мести Сехмет. Кроме того, его ассоциировали с Нефертумом, благодаря его двояким проявлениям и связью с благовониями. Шезму был известен как истребитель преступников, с отвращением кладущий их головы под винный пресс, чтобы получить кровь. Он был известен как «палач Осириса». Шезму входил в группу «богов смерти», поэтому иногда его сопровождали титулом «убийца душ». Может показаться, что Шезму был жестоким божеством загробного мира, однако он был весьма полезен для мёртвых. Хотя он был суровым палачом зла, он также был и великим защитником добродетелей. Для Шезму совершали подношения в виде красного вина за тех, кто умер. Помимо вина, он отвечал за вполне земные объекты, такие как масла для бальзамирования и благовония. (

Просмотров